• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Снижение спроса препятствует росту сферы услуг

Сфера услуг переходит к стагнационному сценарию развития. Сокращается спрос, объем и стоимость услуг, уменьшается прибыль сервисных организаций. Лучше других чувствуют себя страховщики и компании, оказывающие услуги связи. В худшем положении находятся предприятия пассажирского транспорта, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге делового климата в сфере услуг

В I квартале 2014 года предприятия сектора услуг продолжили демонстрировать снижение деловой активности. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), как и в предыдущем квартале, оказался в отрицательной зоне и составил -2%.

Основным фактором, не дающим расти деловой активности, было прекращение роста спроса на услуги, что повлекло за собой соответствующее затухание производственной деятельности организаций, сокращение объема бизнеса и ухудшило их финансовое положение – объем полученной прибыли снизился. Предприятия стали активнее сокращать персонал и терять свой конкурентный потенциал.

Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности более 5,7 тысяч организаций различных видов экономической деятельности, оказывающих услуги, из всех регионов России, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.

«В I квартале 2014 года наблюдалось существенное снижение спроса на оказываемые услуги и объема предоставляемых услуг, – отмечается в мониторинге. – Доля респондентов, считающих основным ограничивающим фактором недостаточный спрос на оказываемые услуги, выросла с 37 до 39% в течение квартала. При этом, согласно мнениям предпринимателей, снизилась востребованность практически всех видов услуг – как испытывающих воздействие сезонного фактора, так и «круглогодичных»». Единственным исключением стал сегмент страхования, однако темпы роста спроса на эти услуги были минимальными за два года проведения обследований (баланс мнений составил +4%).

По словам экспертов, в круг ключевых проблем, лимитирующих развитие бизнеса в сфере сервиса, предприниматели включили и финансовые ограничения. На недостаток финансовых средств, как основное ограничение своего бизнеса, указали 40% предпринимателей. Высокую фискальную нагрузку отметили более трети участников опроса.

Ухудшение делового климата в конце года наблюдалось в 11 из 14 видов деятельности сферы услуг. Хуже всего дела обстояли в сегменте ремонта бытовых изделий и предметов личного пользования (на протяжении двух с лишним лет проведения обследований индекс предпринимательской уверенности в этом сегменте ни разу не достигал положительных значений) и у предприятий пассажирского транспорта (ИПУ в отрицательной зоне третий квартал подряд).

Наиболее благоприятный деловой климат, согласно результатам обследования, наблюдался в сегменте страхования, оказании услуг связи и культурно-развлекательной деятельности.

Однако и там степень уверенности предпринимателей начала снижаться.

При этом экономисты ЦКИ обращают внимание на отсутствие значительной инфляции в сфере услуг в I квартале текущего года. «Так, 85% респондентов сообщили о сохранении расценок на уровне IV квартала 2013 года. Наиболее существенно подорожали стоматологические и риэлтерские услуги, снизились цены на услуги ломбардов, санаторно-курортных учреждений и рекламных агентств», – подчеркивается в мониторинге.

Динамика индекса предпринимательской уверенности

Комментирует Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Макроэкономическая ситуация в стране в начале текущего года не дает поводов для оптимизма. С одной стороны, имеет место замедление роста и даже снижение (в январе сего года) реальных располагаемых денежных доходов населения, которое усугубляется повышенным уровнем кредитной нагрузки для части населения.

В структуре кредитов российских заемщиков преобладают потребительские займы под высокие проценты, на обслуживание которых значительная доля населения тратит около половины своих доходов. На объективное снижение платежеспособности накладывается определенная неуверенность в перспективах – как развития экономики в целом, так и личного финансового положения, подогреваемая ослаблением национальной валюты, негативными процессами в мировой экономике и возможными геополитическими рисками.

Все эти факторы заставляют население придерживаться сберегательной модели поведения, которая ведет к отказу от приобретения многих видов необязательных услуг или, в лучшем случае, к ограниченному пользованию ими. В результате происходит сжатие потребительского спроса, на устойчивости которого базируется благополучие сервисных организаций.

С другой стороны, сфера услуг не может не реагировать на общий фон охлаждения экономики и стагнационную модель поведения промышленности и строительства. Многие сервисные организации испытывают ценовое давление, связанное с ослаблением рубля, не имея при этом возможности повышать расценки на услуги из-за низкого платежеспособного спроса. В результате наблюдается застой во многих сегментах сферы сервиса, особенно в деятельности, связанной с предоставлением необязательных услуг.

Безусловно, ухудшение экономической конъюнктуры в сервисном секторе в значительной степени объясняется также сезонным фактором. К сожалению, короткие временные ряды данных настоящего исследования не позволяют провести сезонную корректировку, с учетом которой результаты были бы более позитивными.

Прогноз на II квартал 2014 года, сформированный на базе обобщенных мнений участников обследования, выглядит достаточно благоприятно и предполагает некоторое оживление активности в сфере сервиса. Однако необходимо учитывать наличие излишнего оптимизма, который, как показывает историческая практика проведения конъюнктурных обследований, присущ респондентам, в том числе из сферы услуг, при оценке краткосрочных перспектив деятельности своих организаций.

Сфера услуг является одной из самых социально ориентированных среди базовых отраслей экономики страны. И главное даже не то, что результатами ее деятельности пользуется непосредственно население страны, а то, что в данной отрасли находит работу и, соответственно, денежные доходы довольно многочисленная часть населения, в том числе не имеющая ярко выраженного специального профессионального образования. Для данной категории населения сфера услуг является чуть ли не единственным источником получения доходов, особенно это характерно для большинства «малых» городов России, которые не располагают большим количеством производственных структур для обеспечения занятости. Поэтому одной из главных задач государства является внедрение законодательных и институциональных инициатив, направленных на обеспечение благоприятного бизнес-климата в сфере услуг и поддержания позитивного тренда развития отрасли.

 

15 апреля, 2014 г.