• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рост зарплат и карьерные перспективы привлекут будущих учителей

Реформа педагогического образования в России должна включать в себя многопрофильную подготовку учителей, создание карьерных перспектив и алгоритм «мобилизации в педагоги» наиболее талантливой молодежи. Об опыте модернизации педобразования во Франции, Германии, США, Великобритании, Финляндии, Сингапуре и Японии рассказал Анатолий Каспржак

Повышение зарплаты учителей – необходимое, но недостаточное условие совершенствования их подготовки. Необходима «комплексная терапия» педагогического образования: его нужно сделать более прагматичным, «призвать в учителя» одаренную молодежь и удержать ее в профессии, подчеркнул в исследовании директор Центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ Анатолий Каспржак. Многие страны выработали нескольких простых правил, позволяющих привлекать молодежь к преподаванию в школе:

  • поддержание высокого статуса учителей;
  • заблаговременный отбор в профессию, то есть «вербовка» талантливой молодежи в будущие учителя уже в выпускных классах школы;
  • решение стать школьным педагогом должно быть осознанным, а изучение предмета преподавания и психолого-педагогических дисциплин должно быть разведено во времени;
  • нужна многоступенчатая карьерная лестница, при которой работа в школьной администрации не должна быть карьерным «потолком» учителя;
  • студентам педвузов нужно шире практиковаться в школе во время учебы, что позволит начинающим учителям сформировать собственный педагогический стиль.

Доклад Анатолия Каспржака основан на результатах анализа реформ педагогического образования в 12 странах Европы, Азии и Северной Америки, проведенного Центром развития лидерства образования Института образования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Разработка комплекса мер по модернизации педагогического образования и сети педагогических вузов».

Молодежь мотивирует профессиональный и карьерный рост

Старение учительского корпуса и необходимость выравнивания возрастного баланса педагогов школ – проблема многих стран, констатирует исследователь. Чтобы привлечь в российские школы молодые кадры, имеет смысл разработать новые карьерные траектории для начинающих педагогов и «усилить» эти профессиональные перспективы денежной поддержкой.

Пока в России карьера молодого учителя может быть связана только с переходом на работу в школьную администрацию, то есть, фактически, с уходом из профессии педагога как таковой, отмечает Каспржак. Профессионального роста, связанного с изменением формального статуса, у российского учителя нет. Исследователь приводит примеры создания карьерных перспектив для педагогов в других странах.

Так, в Великобритании учитель имеет возможность шагать по пяти уровням внутри профессии: новичок, продвинутый молодой учитель, специалист, знаток, эксперт. Этот карьерный алгоритм узаконен, в том числе, Национальным учебным планом.

В Сингапуре каждому учителю после трех лет работы в школе предлагают проходить ежегодную аттестацию. Она позволяет определить, какой из трех путей профессионального развития подходит ему больше всего: старший преподаватель, методист-исследователь или руководитель школы. В каждом случае предусмотрена система надбавок к окладу.

«Особая успешность и востребованность выпускника современной программы подготовки учителя определяется, как правило, его ресурсным превосходством перед возрастным коллегой», – подчеркивает Анатолий Каспржак. Это ресурсное превосходство так или иначе монетизируется. В Финляндии финансовая поддержка молодых кадров выглядела так: был сокращен до 18% зазор между наибольшей и начальной заработной платой работников школ, что сделало профессию привлекательной для молодежи.

«В Великобритании, где зарплата учителя была чуть ниже средней для вчерашних выпускников, ее повышение на 10% привело к существенному – на треть – притоку соискателей и улучшило их качество», – говорится в докладе.

«Клиническая» подготовка педагогов

Чтобы выстроить свой стиль преподавания, начинающему учителю нужно уже во время учебы активно практиковаться в школе. В России такая практика подчас носит формальный характер, и здесь нужна некоторая «работа над ошибками».

В США, например, распространена так называемая клиническая модель (the clinical model) подготовки учителей – аналог ординатуры медицинского вуза, которая подразумевает интенсивную практику (подробнее об этом см.: Американские рецепты для российской педагогики).

В большинстве университетов Финляндии, которые занимаются подготовкой учителей, есть своего рода «клиническая база» – школы для стажировки студентов.

В Великобритании молодой учитель начинает самостоятельно работать, уже имея полтора – два года стажа «под присмотром» учителя-наставника.

Во Франции на втором курсе магистратуры студент после сдачи первого государственного экзамена работает четыре дня в неделю в школе и получает зарплату, что служит неплохим рычагом мотивации.

Отраслевые вузы нуждаются в реформе

Болонский процесс, гармонизирующий образовательные практики европейских стран, также предполагает апгрейд подготовки учителей. Анатолий Каспржак обозначил основные схемы реформ, которые предприняли разные страны в результате интеграции в общеевропейское образовательное поле.

Общий сюжет реформ – трансформация отраслевых вузов. Однако в разных странах она пошла по разному пути.

Там, где педвузы были отделены от классических университетов (как, например, во Франции), в них велась подготовка учителей начальных классов, воспитателей и дефектологов. В Германии же, где практиковалась интеграция классического университетского и учительского образования, в пединститутах произошло выделение программ бакалавриата и магистратуры. Исследователь считает, что «подобное разделение позволяет отложить время принятия решения относительно выбора учительской профессии, провести дополнительные испытания “на входе”, разделить предметное (бакалавриат) и педагогическое (магистратура) образование».

Школы предпочитают учителей широкого профиля

Выпускники образовательных программ, сформировавшиеся в определенной философской (педагогической, дидактической, психологической) культурной традиции, явно проиграли рынок технологически подготовленным специалистам широкого профиля, убежден автор доклада.

В этом смысле показателен пример Польши, где узкий специалист, например, учитель истории, покидал школу маленького городка, поскольку не имел нагрузки. На его место брали педагога, который имел две специализации и был лучше технологически подкован.

Физика и искусство, история и физкультура – такие комбинации «разношерстных» предметов предлагают преподавать учителям в Германии, и этой практике уже не одно десятилетие. В России пары профильных предметов учителя обычно не столь контрастны. Например, физика идет в тандеме с астрономией, химия – с биологией, история – с обществознанием.

В Финляндии значительная часть выпускников специальности «учитель начальной ступени» получают параллельно квалификацию преподавателя того или иного предмета из курса средней школы (7-9 класс). Такая практика поощряется государством, и в малонаселенных и отдаленных районах предпочтение при зачислении на должность отдают претендентам, которые имеют квалификацию для преподавания во всех классах школы.

Учителя под запросы конкретной школы

Адресная подготовка учителей стала обычной практикой в ряде стран. Анатолий Каспржак анализирует схему педобразования, принятую в Финляндии. Там выделены несколько групп педагогов:

  • учителя начальной ступени, которые преподают в 1-6 классах школы все предметы (похожая ситуация – в российской начальной школе) и которые могут работать также дошкольными педагогами;
  • воспитатели дошкольных учреждений, которые могут работать в начальной школе или в детских садах дошкольными педагогами;
  • учителя-предметники, которые преподают в 7-9 классах общеобразовательной школы, в старших классах гимназии, в системе профессионального образования или образования взрослых один или несколько учебных предметов;
  • педагоги-дефектологи.

В Германии также весьма логичный подход к подготовке учителей: содержание образовательной программы, которую должен освоить будущий педагог, зависит не только от того, какой предмет он собирается преподавать, но и от того, в какой школе – начальной или средней – он намерен продолжить свою профессиональную деятельность.

Разумный прагматизм в подготовке учителей в разных странах «стал существенно влиять на содержание образовательных программ, определение “мест”, которые их реализуют, а также – обеспечил молодых учителей ресурсами, которые способствовали их закреплению в профессии», делает вывод Анатолий Каспржак. Модернизация такого рода стимулировала единение подготовки и повышения квалификации.

Привлечь в профессию лучшие кадры

В результате реформ системы подготовки учителей во многих странах сложились тенденции, на которые как раз и рассчитывали реформаторы, подчеркивает докладчик.

Во-первых, по словам Каспржака, система подготовки учителей перестала быть ведомственной, она «открылась», что в сочетании с мерами стимулирования учителей позволило в определенной степени решить задачу привлечения в профессию лучших кадров.

Во-вторых, базовой единицей проектирования стала «готовая к постоянным изменениям образовательная программа». Ее содержание согласуется с потребностями рынка труда, что также мотивирует молодежь к работе в школе.

Впрочем, важно мобилизовать талантливую молодежь не только «на выходе» из образовательного учреждения, но и «на входе», отмечает исследователь. Одним из показателей престижности профессии учителя служит «качество исходного материала» – абитуриентов педагогических образовательных программ. Так, в Финляндии и Южной Корее абсолютное большинство первокурсников, осваивающих педагогику, приходят из первой трети лучших выпускников школ. Для сравнения: в США таких студентов меньше четверти.

Разумный отбор в учительскую профессию «на входе» разработал Сингапур. Там среди наиболее способных учащихся старших классов средней школы – это треть общего числа выпускников – тщательно отбирают молодых людей для привлечения в педагогическую профессию. Им уже во время учебы в школе предлагают ежемесячное пособие, близкое по размеру к месячной зарплате недавних выпускников вузов в других профессиях. Те, кто соглашается на эти условия, должны будут в будущем отработать в школе как минимум три года.

В Финляндии, когда конкурс на учительские программы снизился, были искусственно сокращены контрольные цифры приема, и конкурс на учительские специальности возрос. В итоге увеличился проходной балл, что создавало представление о том, что в учителя могут попасть только лучшие.

Существуют и другие схемы отбора будущих педагогов. Например, наряду с централизованным тестированием (аналог ЕГЭ), проводятся собеседования на пригодность к учительской профессии, творческие конкурсы, запрашиваются рекомендации и пр. Такие процедуры, с одной стороны, действительно позволяют отбирать в учителя лучших, а с другой стороны – создают ореол исключительности профессии учителя, комментирует Анатолий Каспржак.

Четыре урока для России

Россия может извлечь из зарубежного опыта реформ как минимум четыре урока, считает Анатолий Каспржак.

  1. Существующую систему педагогического образования нужно интегрировать с высшим профессиональным и дополнительным образованием работников этой сферы, а педвузы – с классическими университетами. Нужно также предложить многоканальные механизмы получения квалификации учителя.

    Можно, например, пойти по примеру Франции, где поступать в Институты подготовки учителей разрешается студентам бакалавриата любой направленности, но после сдачи государственного экзамена по 1-2 предметам, которые выпускник в перспективе собирается преподавать.

    В Великобритании, когда система образования испытывала недостаток учителей математики и естественных наук, выход был найден в привлечении дипломированных специалистов, для которых были созданы особые учебные программы. В Германии в ситуации острого кадрового дефицита доступ к учительской профессии на время открывается представителям других профессий. Так, учителями информатики могли стать специалисты в области IT-технологий после прохождения стажировки в школе.

  2. Необходимо создать условия, при которых решение по поводу выбора профессии учителя можно отложить, например, до окончания бакалавриата.

    Стоит предусмотреть механизмы, обеспечивающие возвращение в профессию. Например, реформировать дополнительное образование учителей, создать профессиональные стандарты, ввести квалификационные экзамены.

  3. В программах подготовки учителей нужно сделать акцент на практику. Прежде всего – через насыщение учебных планов разветвленной системой стажировок.
  4. Нужно стремиться к адресной подготовке учителей, учитывая не только особенности профильного предмета, но и специфику учебного заведения.

Если предусмотреть возможность получения будущим учителем второй специальности, то можно надеяться, что в школу придут подготовленные и востребованные специалисты, заключает Анатолий Каспржак.

См. также:

Россияне читают лучше, чем считают
Массовое образование создает общество равных возможностей
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего
Конкуренция выведет российские университеты на мировой уровень

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 1 ноября, 2013 г.