• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Работодатели ищут специалистов широкого профиля

На рынке труда не хватает работников с универсальными навыками и креативными идеями, объяснил президент Фонда «Центр политических технологий» Игорь Бунин на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования», проведенном Институтом образования НИУ ВШЭ

Традиционные представления россиян о необходимости высшего образования должны быть пересмотрены. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), 54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет имеют послешкольное образование. Этот же показатель в Европе составляет 31%, в США – 42%.

В советское время люди стремились получить высшее образование по нескольким причинам. Во-первых, учеба в вузе позволяла получить отсрочку от призыва на армейскую службу. Во-вторых, считалось, что человек без высшего образования не может иметь престижную и высокооплачиваемую работу.

Однако в условиях рыночной экономики эти утверждения работают плохо, утверждает Бунин. Даже высокообразованный человек, например, инженер, вынужденный работать не по специальности, например, менеджером по продажам, может быстро потерять свою квалификацию. Именно поэтому сегодня целесообразно вести речь о реформировании высшего образования в пользу подготовки универсальных работников, которые могли бы работать в смежных отраслях.

«Я считаю, что фундаментальные науки, так же, как и естественные, и гуманитарные, достаточны для сравнительно небольших групп интеллектуалов, которые должны получать штучное образование мирового уровня, – полагает Игорь Бунин. – Уже сейчас важно определить, хотим ли мы бездумного воспроизводства невостребованных специалистов, что может быть чревато в будущем социальным взрывом, или рационального баланса между различными группами трудоспособного населения для нужд рыночной экономики».

Рынок труда нуждается в универсалах

Какие работники наиболее востребованы на рынке труда? Там все чаще требуются поливалентные специалисты, то есть люди с универсальными навыками, которые могут решить практически любую поставленную задачу в рамках деятельности фирмы. Они должны обладать набором знаний, которые не требуют узкой специализации.

Принцип «каждой карьере – свое образование» сегодня устарел, считает Игорь Бунин. Времена узких специалистов прошли вместе с советской плановой экономикой, при которой требовались сотрудники, способные десятилетия выполнять одну и ту же работу в условиях гарантированной занятости. Сегодня ситуация принципиально другая – рынок требует повышенной адаптивности, и бизнес ставит перед работниками более масштабные задачи. Причем работнику необязательно иметь несколько высших образований. Вполне достаточно прослушать курсы на соседних факультетах, как это, например, сложилось в некоторых странах Европы, считает Игорь Бунин.

Студентам нужны наставники

В процессе подготовки будущего специалиста немалую роль мог бы сыграть институт тьюторства, то есть наставничества, поскольку самому студенту-будущему работнику непросто составить рациональный план обучения. В течение многих веков институт тьюторства был неотъемлемой частью, к примеру, британской университетской системы. Наставник помогал определить способности своего подопечного, развить их и создать необходимую мотивацию для достижения поставленных целей. Тьюторами могут быть не только преподаватели университета, но и аспиранты, которые должны готовиться к педагогической деятельности не только теоретически, но и практически. При такой системе студенты не только получают возможность более рационально планировать свое обучение, но и наращивать свой социальный капитал, устанавливать полезные связи, которые могут пригодиться в будущем.

Креативность в цене

Креативность мышления, поиск нестандартных подходов к решению задач, способность при этом выйти за рамки канонов ценится работодателями не меньше хорошего образования. Формированию креативности способствует не только освоение образовательных программ вузов, но и сторонние занятия, например, разнообразные хобби. Именно поэтому те же британские колледжи и университеты, известные высочайшим уровнем образования, на протяжении многих поколений культивировали в своих стенах театральное искусство, различные виды самодеятельности и творчества.

 

21 октября, 2013 г.