• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Берлинская стена» германского бизнеса

Сложные условия для стартапов, вынужденное предпринимательство и чрезмерная преемственность в бизнесе – эти черты эксперты считают характерными для бизнеса в Восточной Германии

Политическое воссоединение двух Германий произошло более двадцати лет назад, но экономическая активность в обеих частях страны сохранила свои особенности, констатировали эксперты на прошедшем в НИУ ВШЭ международном симпозиуме «Трансформация Германии после ее объединения: современное состояние и уроки для других стран».

После объединения страны выжили только те промышленные предприятия Восточной Германии, которые смогли диверсифицировать производство, перейти на выпуск конкурентоспособной продукции, сократив при этом производственные затраты, отметила профессор Свободного университета Берлина Катарина Блум. Но, как добавил профессор университета Галле-Виттенберг Ульрих Блум, «после воссоединения Восточной и Западной Германии, экономика экс-ГДР уже 15 лет находится в состоянии стагнации, если сравнивать показатели производительности и доходов».

Отчасти дело в том, что «новая» Восточная Германия, так или иначе, унаследовала целую армию руководителей предприятий еще социалистической эпохи, подчеркнули участники симпозиума. «Удивительно высокая концентрация преемственности, – охарактеризовала ситуацию с топ-менеджментом в различных отраслях Катарина Блум. – В 2010 году руководители 67% предприятий Восточной Германии имели опыт работы на руководящих должностях до 1989 года. В Венгрии  аналогичный показатель – 48%, а в Польше – 40%».

Исследователь очертила возрастные рамки топ-менеджмента Восточной Германии. По данным Блум, возраст 63% руководителей составляет от 40 до 60 лет. «В основном, это инженеры, если говорить о производстве и средних предприятиях, – пояснила она. – Более молодые менеджеры, в основном, создают маленькие компании, рассматривая их как семейный бизнес».

В итоге в Восточной  Германии доля семейных предприятий ощутимо выше, чем в Западной – 68% против 55%. Причем некоторые компании из брендинговых соображений датируют свою историю девятнадцатым веком, утверждая, что их семейный бизнес существовал уже тогда, уточнила Блум.

Кроме того, начать свой бизнес в Восточной Германии не так просто, подчеркнули эксперты. Субъективные условия для стартапа там скорее «отрицательные по сравнению со странами с устоявшимися рыночными экономиками», – отметил декан факультета социологии, научный руководитель Лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ Александр Чепуренко.

В переходных экономиках в целом «более высокая доля вынужденных предпринимателей», которые занялись бизнесом «по необходимости». В этих странах боязнь неудачи в предпринимательстве выше, пояснил Чепуренко. Это обобщение справедливо и в отношении Восточной Германии, где «предпринимательство ниже, чем в Западной Германии», да и «отношение к стартапам хуже».

Перспектив активизации стартапов в Восточной Германии немного, считают эксперты. Демографические тренды в Восточной Германии за последние 20 лет не позволяют особенно рассчитывать на рост стартапов. Причина не только в солидном возрасте значительной части восточногерманских предпринимателей, но и в недостаточном образовательном уровне и нехватке инициативы жителей бывшей ГДР. «В Восточной Германии стареющее население, менее образованное, менее самодостаточное и менее эффективное, – отметил Александр Чепуренко. – Поэтому вряд ли можно ожидать серьезных изменений в отношении желания и способности создать собственные стартапы».

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 20 сентября, 2013 г.