• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Двое в лодке и перемена мест

В компании с двумя основателями более эффективна схема, в которой лидер имеет не экономическое, а техническое образование. Компании, основанные на семейных связях, в среднем более устойчивы, но растут медленнее. Опыт работы в отрасли не дает гарантий успеха. Исследование А. Коада и Б. Тиммерманса

Датские ученые Алекс Коад (Alex Coad) и Брам Тиммерманс (Bram Timmermans) провели исследование влияния кадрового состава компаний на их выживание и развитие. В своей статье Two’s Company: Human Capital Composition and Performance of Entrepreneurial Pairs они анализируют показатели компаний, состоящих из двух учредителей. В учет брались только те компании, в которых можно выявить асимметрию во взаимодействии партнеров, наличие «первичного» и «вторичного» основателя.

Авторы приходят к выводу, что более эффективным является взаимодействие, где основную роль играет человек с техническим образованием, а вспомогательную – с бизнес-образованием.

Обратное взаимодействие (основная роль – человек с бизнес-образованием, вспомогательная роль – с техническим) существенно менее эффективно. Менее эффективными оказались как пары из двух молодых предпринимателей, так и пары, сформированные на основе семейных связей.

Капиталистический коллективизм

С конца 1980-х гг. наблюдается сдвиг от индивидуального предпринимательства к коллективному. В соответствии с этим, появляются исследования влияния состава таких коллективов на производительность команды. Исследования фокусировались на различных параметрах – наличие предыдущего опыта работы членов команды в данной отрасли (Delmar and Shane, 2006), наличие предпринимательского опыта (Ucbasaran et al., 2003; Delmar and Shane, 2006), исследование связей с другими компаниями (Beckman et al., 2007). Новизна работы Коада и Тиммерманса в том, что они исследуют новый параметр: влияние иерархичной структуры команды на ее производительность.

Для исследования использовалась датская интегрированная база данных исследований рынка труда, из которой было выбрано 3777 предпринимательских пар, создавших компании с 1999 по 2003 гг. Судьба стартапов прослеживалась на протяжении 5 лет. Из базы данных брались ключевые характеристики предпринимателей – возраст, пол, образование и характеристики компаний, отражающие ее рост и развитие.

Возраст

Авторы изучили также выживаемость компаний в зависимости от возраста индивидов. В целом распределение равномерное, несколько большей выживаемостью обладают компании с возрастными партнерами.

Что касается роста компании, то здесь наиболее эффективной комбинацией является взаимодействие молодого основателя компании (agei = 20) с более опытным партнером (agej = 30). Это свидетельствует о том, что оба партнера должны быть относительно молодыми, чтобы справиться с нагрузкой, связанной с созданием нового предприятия. Другие эффективные пары – это agei = 45 и agej = 40 или agei = 55 и agej = 30, что указывает на значимость опыта для развития компаний.

Выживаемость и рост

Наименьшей выживаемостью, как показал анализ, обладают пары с низким уровнем образования каждого партнера. Но, как ни парадоксально, обладатели лучшего образования также обладают низкой выживаемостью. Возможно, это связано с тем, что им легко найти другую работу вне стартапа. Разница в уровне образования не является обременением для развития.

Исследование показало, что разнообразие в образовании дает положительный эффект. При этом наиболее продуктивным является сочетание: основатель с техническим образованием – партнер с образованием в сфере бизнеса. Такая конфигурация имеет существенное преимущество даже перед обратной парой, как по выживаемости бизнеса, так и по его росту и развитию.

Отсутствие опыта работы в отрасли у обоих основателей является существенным недостатком. Однако, наличие опыта у обоих не является необходимым для успешного роста.

Возрастные команды (45 лет и более) обладают большей выживаемостью по сравнению с базовым вариантом двух молодых учредителей. Образование и опыт в отрасли способствуют выживанию компаний. С точки зрения этнической принадлежности, авторы приходят к выводу, что мононациональные команды обладают наиболее высоким уровнем выживаемости. Семейные связи партнеров не оказывают существенного влияния на выживаемость.

Самый высокий ожидаемый рост занятости характерен для компаний, основанных наиболее молодыми партнерами, а самый низкий, наоборот – наиболее возрастными. Воздействие образования на темпы роста компаний не столь однозначно. Как правило, команды, где основной учредитель обладает послевузовским образованием, имеют более интенсивный рост. Что касается опыта работы в отрасли, то по полученным данным, значимого преимущества он не дает. Семейные связи партнеров являются негативным фактором и препятствуют росту компаний.

Выводы

Исследование показало, что бизнес-навыки не являются доминирующими. Подтвердилось предположение, что производительность и авторитетность индивидов в предпринимательской паре не является симметричной. Например, возраст основателя должен быть меньше возраста партнера. Техническое образование является более подходящим для основателя, а бизнес-образование – для партнера.

Предположение, что параметры команды не могут быть сведены к простому индексу разнообразия также подтвердилась в ходе исследования. Рост уровня образования не связан линейно с итоговой эффективностью пары. Гораздо более сложная зависимость наблюдается между профилем образования и выживаемостью, развитием бизнеса.

Предположение, что неоднородность состава команды оказывает различное влияние на выживание компании и на ее рост нашел подтверждение в целом ряде примеров. Например, фирмы с семейными связями обладают достаточной выживаемостью, но низкими темпами роста.

Коад и Тиммерманс оговаривают ряд ограничений своего подхода. Прежде всего, это применимость его для других стран. Рынок труда Дании характеризуется большой текучестью. У авторов нет понимания, насколько подходят полученные выводы для стран с более жестким рынком труда. Также не изучен вопрос формирования команды, изначальных мотивов людей к объединению. Кроме этого, за рамками остается вопрос качества бизнес-идеи и ее проработка.

 

20 июня, 2013 г.