• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алексей Скопин: «Полномасштабный кризис в бюджетной сфере»

Президент Владимир Путин подписал закон, перераспределяющий часть бюджетных доходов в пользу регионов и муниципалитетов. Эксперты считают, что побороть бюджетный дефицит субъектов РФ таким образом не удастся

По новому закону на региональный уровень передается 50% от суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами, работающими на основе патента (т.е. преимуущественно выходцами из Средней Азии), 40% от суммы акцизов на алкогольную продукцию крепостью более 9 градусов (за исключением пива и вин), и 100% суммы акцизов на алкогольную продукцию крепостью менее 9 градусов.

Муниципальные бюджеты получат поступления от штрафов за нарушения муниципальных нормативных правовых актов и оплату использования лесного фонда (который находится в собственности муниципалитетов). С 1 января 2014 года в бюджеты городских округов также полностью переходят поступления от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, доходы от передачи в аренду земельных участков. С 1 января 2016 года будет увеличен до 55% с 40% норматив зачисления в местные бюджеты доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, подписанный президентом закон вносит в Бюджетный кодекс норму, которая обязывает субъекты РФ устанавливать дифференцированный норматив отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты на уровне не менее 10%. Распределение нормативов должно осуществляться в зависимости от протяженности автомобильных дорог, находящихся в их собственности. Эти доходы, по новому закону, будут источником для формирования муниципальных дорожных фондов, которые станут обязательными с 2014 года.

Закон о перераспределении части федеральных доходов в региональные и местные бюджеты, по замыслу чиновников, должен компенсировать рост расходов региональных и местных бюджетов в ближайшие годы. Как ранее предупреждали эксперты рейтингового агентства Standard & Poor's, в 2013 году более половины российских регионов ждет дефолт, поскольку они не в состоянии будут исполнить все предвыборные социальные обещания Владимира Путина в объеме 5 трлн рублей. При этом значительная часть новых социальных расходов должна лечь на плечи муниципалитетов: пенсионные и студенческие надбавки, льготы на проезд и пр.

По оценке Независимого института социальной политики, в 2011 году дотационность консолидированного бюджета субъектов федерации составляла порядка 25%, уровень дотационности городских бюджетов был равен 50%, бюджетов городских округов – 70%. За бюджетами муниципальных районов и городских округов, начиная с 2008 года, на постоянной основе закреплены доходы от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога, транспортного налога в полном объеме, а также дополнительно 10 % от налога на доходы физических лиц. Но сделать бюджеты муниципалитетов бездефицитными эти источники доходов не могут. Губернаторы и главы городов уже давно просят децентрализовать налоги, но в таком случае, утверждали чиновники, уменьшится федеральная казна, и не будет денег на дотации для самых слабых, регионов-реципиентов, которых больше половины.

По оценкам зампреда комитета Госдумы по бюджету и налогам Надежды Максимовой, озвученным в конце ноября, поправки обеспечат зачисление в местные бюджеты более 50 млрд рублей. Ранее премьер Дмитрий Медведев потребовал от правительства изыскать для субъектов не менее 1 трлн рублей. Эксперты считают, что перераспределяемая сумма не решит никаких проблем, и лишь немного отсрочит социальную напряженность в регионах.

Комментирует заведующий кафедры региональной экономики и экономической географии Алексей Скопин:

- Все предвыборные обязательства Владимира Путина перед бюджетниками переведены на региональный и муниципальный уровень. При этом доходная база не увеличивается, а сокращается. В особой зоне риска не только традиционно слабые, дотационные регионы, такие как Курганская область, Северный Кавказ, так называемая «красная аграрная зона», но и регионы-доноры. Один лишь дефицит бюджета Москвы уже в 2012 году составит 250 млрд рублей. В будущем году ситуация с дефицитом обострится еще больше. Проблема в том, что президент установил одинаковую для всех планку роста доходов. На 30% должны увеличится зарплаты бюджетников и в бедных, и в богатых регионах (там, где зарплаты уже выше, чем в среднем по России).

Не прибегавшая ранее к кредитам и помощи федерального бюджета Москва, уже  обратилась в правительство с просьбой профинансировать часть объектов инфраструктуры. Таким образом, сегодня мы наблюдаем полномасштабный кризис в бюджетной сфере и бюджетной политике. Подписанный президентом закон о перераспределении бюджетных доходов не окажет никакого существенного влияния на исправление ситуации. Речь идет о 50 млрд рублей в масштабе всей страны, в то время ежегодный размер дотаций одной только Чеченской республике составляет 80 млрд рублей.

Итог всей этой истории: регионы будут сокращать бюджетников, которые на следующих выборах проголосуют против партии власти. В то же время кардинально улучшить экономическую ситуацию на региональном и муниципальном уровне можно за счет двух видов налогов – на землю и недвижимость и инфраструктуру. Муниципалитеты должны получить налог на недвижимость и землю в полном объеме. И для этого не надо делать жать составление кадастра (это история бесконечная). Можно через нотариусов создавать базу данных по реальной цене продаж, и с этой реальной цены вводить налог. Таким образом, у муниципалитетов появится желание обустраивать инфраструктуру городов для того, чтобы земля и недвижимость дорожали, и, соответственно, росли налоговые поступления. На региональном уровне есть смысл ввести налог на транспортную инфраструктуру, тогда регионы будут заинтересованы в развитии, а бизнес – в инвестициях.

 

5 декабря, 2012 г.