Принимаемые в последнее время законы нередко противоречат принципам права, заявил на заседании клуба ФБК профессор юридического факультета МГУ и бывший зампред Верховного суда России Виктор Жуйков. Все чаще возникает ощущение, что многие законы в стране появляются только потому, что законодательная власть обязана заниматься законотворчеством, констатировал руководитель корпоративной практики «ФБК-Право» Александр Ермоленко.
Эксперты наблюдают несколько тревожных трендов.
1. Снижение качества законодательной техники. Все чаще термины прописаны в законах так, что они допускают весьма широкое толкование, отметил Ермоленко.
2. В законотворчестве действует принцип: если нет стабильности в правилах игры, правил нет вообще. Но законы не просто постоянно дорабатывают, при этом они часто становятся только хуже. Так, в закон «О несостоятельности и банкротстве» от 2002 года, который считали неудачным и сырым, было внесено много поправок. В 2009 году его трижды переписывали. Между тем, этот закон был работающим, и его бесконечная правка создавала массу проблем компаниям.
«Пресловутый закон 94-ФЗ о госзакупках после многочисленных исправлений стал настолько сложным, что сегодня любой участник экономической деятельности рискует в нем что-нибудь нарушить, – пояснил Ермоленко. – В итоге субъекты регулирования научились его обходить, и закон утратил свое значение».
3. При провозглашении курса на гуманизацию законодательства, в реальности увеличивается его репрессивность, считает Жуйков. К примеру, штрафы выросли до 5 млн рублей. При этом сложилась парадоксальная ситуация: самое суровое уголовное наказание – пожизненное заключение – можно отбыть, а вот самое мягкое наказание – штраф в его максимальном размере, стал непосильным для большинства граждан России.
При этом законодатель как бы забывает, что не жестокость наказания, а только его неотвратимость влияет на снижение уровня преступлений. «Поэтому ужесточение наказания – это самая простая, но не очень эффективная мера», – подчеркнул Ермоленко.
Все чаще кажется, что у законодателей отсутствует концептуальный подход к развитию права, отметил Жуйков. Это приводит к тому, что в законодательстве увеличивается количество пробелов и противоречий.
Мария Селиванова
См. также:
Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации
Законотворчество как особый вид деятельности представительного органа государственной власти