• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Полуторапартийная система: настоящее и будущее

Никакие реальные институциональные реформы в стране невозможны без перехода к смешанной системе выборов. Даже такая простая реформа придаст большую гибкость политической системе, создаст возможности для рождения новых партий, формирования альтернативных программ, уверен генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин, выступивший с докладом на Гайдаровских чтениях в Институте экономической политики

Поскольку в России сформирована доминантная партия — «Единая Россия»,  которую окружают три другие парламентские партии как часть этой сложившейся системы — КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, то, соответственно, сложился и парламент специфической формы.

В Госдуме пятого созыва по итогам выборов-2007 года, которые проводились исключительно по партийным спискам, конституционное большинство — 315 мандатов, у партии ЕР, у КПРФ — 57 мандатов, у ЛДПР — 40, у партии СР — 38 мандатов. Эта система реально существует, менять ее, похоже, никто не намерен, заметил  политолог, и оценивать приходится эффективность именно этой, полуторапартийной системы.

Рекрутирование элиты и согласование интересов

Задача доминантной партии — рекрутировать элиты, обеспечивать некую агрегацию общественных интересов. А специфика доминантной партии ЕР заключается в том, что рекрутировать элиту она может также только специфическую.

В ЕР много талантливых людей, но поскольку партия ЕР есть приложение к административной машине государства, то эти таланты проявляются крайне редко.

Один из депутатов признавался политологу: «Я передал свое право голосования в соответствующие инстанции "Единой России", сам никогда не голосую, за меня голосует партия, я психологически и морально свободен». Бунин подчеркнул при этом, что говоривший — очень талантливый человек.

При этом у нас фактически одноканальная система рекрутирования элиты — полностью замкнутая на ЕР. В стране осталось пять губернаторов, которые не входят в эту доминантную партию. То есть без партии ЕР, как без КПСС, продвигаться наверх сложно.

«Единая Россия» — партия, которая не создает политиков, резюмировал эксперт. А реальных политиков в стране только два — Дмитрий  Медведев и Владимир Путин.

Ведь политик — это страсть, ярко порою проявляющаяся. Так, например, со страстью настоящего политика защищал себя Юрий Лужков (отправлен в отставку за 10 месяцев до окончания срока полномочий).

Очень важная функция для любой крупной правящей партии — может ли она, т.е. нынешняя специфическая доминантная партия, создавать агрегацию интересов?

Количество конфликтов, которое сейчас возникает внутри ЕР, а их много, говорит о том, что системы решения проблем не существует. То есть ЕР плохо выполняет функцию агрегации интересов.

ЕР также плохо выполняет программные функции. Программы передаются ЕР сверху, партия их только подписывает. Особенно ярко это проявляется в ситуациях, когда необходимо принять оперативное решение. Такова известная история с поправками по введению цензуры. В начале правления Дмитрия Медведева внезапно было решено ввести цензуру СМИ. Внезапно было и отменено — за несколько недель.

Таким образом, правящая ЕР фактически не имеет возможности вырабатывать программы, и не является одновременно силой, которая может договариваться с обществом — с теми модернизационными слоями, которые активны и  ищут возможность самореализации.

Две России — от единой до справедливой

Есть две партии, которые в любом случае умрут, прогнозирует политтехнолог. Коммунистическая умрет потому, что она выражает интересы только уходящих поколений, которые жили в советское время. Она не может рекрутировать новых людей, и еще долгое время будет набирать свои 10–15%, но не на президентских выборах, где она будет получать лишь несколько процентов, а на местах.

Другая партия зависит от  одного человека — когда вождя не станет, вместе с ним  уйдет из общественной жизни и ЛДПР, считает Игорь Бунин.

Еще одна своеобразная парламентская партия — так называемая партия «Справедливая Россия», в которую попали несколько типов политиков. Одна их часть —  это те политики, которые просто не смогли встроиться в иерархическую систему ЕР, то есть те, кто не может и не хочет «ходить строем». Часть из них — праволиберальные политики — ушли из ЕР по принципиальным мотивам. Другие — те, которых ЕР вообще отторгла, как произошло, к примеру, с депутатом Александром Лебедевым. Это разные типы людей и разные политики — и левого, и правого толка. Их объединяет то, что они не вписываются в ЕР. Соответственно и социальная база СР — это та часть патерналистского электората, которая не ориентирована на полное подчинение власти. А также часть электората, которому по каким-либо причинам не повезло в жизни. Таким образом, 6-7% голосуют за СР. У партии есть определенный потенциал, эта партия может в принципе сформировать программные документы, получить остатки элиты и т.д.

Все выборы ближайших лет будут плебисцитарными — за Путина или против Путина

На самом деле, если бы не было январского заседания Госсовета, где были объявлены несколько мер по смягчению политсистемы, то мы вплотную подходили бы к однопартийной системе. Но после заседания Госсовета 22 января, и мартовских выборов-2010, стало ясно, что сохранена полуторная система, где есть доминантная партия, и три прочие. Эта система, видимо, будет сохранена и на выборах в Госдуму шестого созыва, в декабре 2011 года.

Перед дилеммой

Практически неизбежно, что на парламентских выборах партию ЕР возглавит Владимир Путин, уверен политтехнолог, и это означает, что ему для успеха необходима определенная максимизация результатов ЕР — как минимум 60% голосов избирателей и больше.

Об участии собственно либеральной партии говорить не приходится — все либеральные проекты провалились. Шансов, что в ближайшее время удастся воссоздать какую-то либеральную партию, просто нет, сделать это до президентских выборов 2012 г. просто не реально, считает Игорь Бунин. Есть лишь реальный шанс сделать более либеральной партию СР.

Так что скорее всего, результаты парламентских выборов будут похожи на выборы 2007 г.: 64% — ЕР, около 12% — КПРФ, 7–8% — ЛДПР и СР.

На итог выборов будет действовать сохраняющийся, хотя  и немного упавший, рейтинг Владимира Путина и стремление ЕР удержать достигнутый в 2007 г. результат в 65% голосов.

Реальной конкуренции между партиями нет, а есть конкуренция за лучший результат между региональными отделениями ЕР: при получении 40% голосов «гнать надо с поста секретаря ЕР», что и происходит.

Раздвоение

Владимир  Путин может пойти в президенты. Если он примет такое решение, то остановить его не сможет никто. Допустим, Дмитрий Медведев тоже выдвигает свою кандидатуру. В этом случае встает вопрос — где он найдет два миллиона подписей за свою кандидатуру? Им придется договариваться.

Судьба страны и собственно президентской структуры зависят сегодня от того, как Владимир Путин оценивает риски, связанные со следующим президентским сроком, когда придется принимать отложенные, но уже настоятельно необходимые решения, крайне непопулярные. Дополнительных бюджетных средств нет, набранное в «тучные годы» потрачено за 2–3 «тощих» года. Остатки можно растянуть максимум до 2014 г.

Страну ждут: пенсионная и жилищная реформы, реформы образования, здравоохранения и т.д. А значит, априори нужен будет камикадзе на постах премьера и президента, которые должны будут провести эти реформы.

Решится ли Владимир Путин взять на себя такую ответственность и к тому же подпортить отношения с Западом, которые за последнее время улучшились? Если решится, то именно он и станет президентом, уверен политолог.

Еще одна вакансия для камикадзе — кресло российского премьера. Глава российского Белого дома рискует стать первой жертвой в ходе проведения мер по решению накопленных проблем. Возможно, что таким камикадзе станет Дмитрий Медведев. Хотя у него есть возможность переместиться на пост председателя Госдумы. Пост, дающий большую свободу для реализации задуманных проектов и проведения институциональных реформ.

В этом — крайне маловероятном сценарии (Медведев — спикер парламента) — есть, наверное, небольшой шанс, что институциональные реформы станут возможными. А ущербная политическая система  при этом, полагает эксперт, подвергнется хоть каким-то изменениям в лучшую сторону.

Например, возможна такая простая реформа, как возвращение к  смешанной системе выборов (часть депутатов избирать по мажоритарной системе, часть — по партийным спискам).  Ведь и смешанная система, подчеркнул Игорь Бунин, автоматически дает две трети мандатов ЕР. Однако, поскольку в одномандатных округах почти всегда побеждает ЕР, то нужда собирать постоянно 60–65% по партспискам отойдет на второй план.

В этом случае — при смешанной системе — будет сложнее проводить плебисцитарные выборы. Хотя все выборы ближайших лет будут именно  плебисцитарными — за Путина или против Путина, отметил директор Центра политических технологий. И все же даже такая простая реформа может создать хотя бы некоторую гибкость, позволить рождаться новым партиям, приглушить вечный страх нынешней элиты упустить хоть каплю контроля за всем и вся, включая последнего директора мелкой базы. Иные проекты, например, проект «Сколково» можно сколько угодно тщательно улучшать, но подобные улучшения не имеют и не будут иметь никакого значения для решения основных проблем — неизбежных новых институциональных реформ.

Наталья Гетьман

27 ноября, 2010 г.