Оценки проблемных активов завышены
По оценке «Интерфакс-Центр Экономического Анализа», проведенного по заказу Агентства Страхования Вкладов, доли проблемных банковских активов составляют от 10% до 60%. Некоторые аналитики включают в нее все – от «невозвратных» кредитов до «реструктурированных» и «пролонгированных» кредитов. С точки зрения аналитиков АСВ-Интерфакс, включать все пролонгированные кредиты в число проблемных кредитов, подвергнувшихся обесценению, неправомерно, поскольку вынужденная пролонгация в большей степени отражает проблемы самих банков (например, отсутствие кредитных ресурсов), а не предприятий. Принципиальнее выделить ту часть кредитного портфеля, где у заемщиков присутствуют реальные проблемы с обслуживанием кредитов.
По российской отчетности доля просроченных кредитов в размещенных средствах банковского сектора составила на 1 июля 2009 г. – 4,2%, при этом сформированные резервы выросли до 6,9% кредитного портфеля. Более серьезную опасность представляет рост доли проблемных и безнадежных ссуд (IV и V группы риска в классификации Банка России): их доля выросла до 7,6%.
В отличие от банковских кредитов, на рынке облигаций невозможно скрыть факт дефолта заемщика, что позволяет легко оценить долю дефолтных кредитов в общей сумме долга. Согласно этим данным, доля безнадежных кредитов составляет не более 12% портфеля.Доля проблемных активов в российской банковской системе на 1 сентября 2009г. составляет 18%, по данным Валерия Инюшина из UnicreditBank.
Кому хуже всех
Итоговые потери по кредитам будут заметно меньше, чем размер проблемных кредитов, подвергшихся обесценению, и составят от 5% до 15% кредитного портфеля (2 трлн руб. или 12% по оценке АСВ-Интерфакс). Наибольший вклад в итоговые убытки банковского сектора внесут строительство и девелопмент (убытки в размере около 4% кредитного портфеля), промышленность (1%) и торговля (0,8%), а также розничное кредитование (2,3% портфеля).
Для оценки способности банковской системы генерировать доход для создания резервов, важно сконцентрироваться на прибыли банков до налогоообложения и создании резервов на возможные потери по ссудам.
В результате кризиса Сбербанк, другие государственные банки и группа иностранных банков смогли увеличить свою рентабельность до создания резервов по ссудам, в то время как прочие московские и региональные банки столкнулись с заметным падением рентабельности до резервов на возможные потери по ссудам.
Государственные и иностранные банки смогли резко повысить стоимость кредитов для своих традиционных клиентов – крупных компаний, при этом рост стоимости их обязательств был сравнительно небольшим. Все прочие банки, напротив, столкнулись с резким ростом стоимости пассивов, но не смогли в полной мере переложить рост стоимости депозитов на заемщиков. В результате их процентный спред и маржа сократились.
«Высокая доля просроченных кредитов в портфеле частных банков, вынуждает эту группу кредитных учреждений увеличивать долю резервов в портфеле. Высокая концентрация проблемных активов также ухудшает положение частных банков. Наименьшими темпами росли резервы средних и малых банков, что во многом объясняется их низкой кредитной активностью за последние несколько месяцев», – считает Валерий Инюшин.
Нужна ли рекапитализация?
За период с 1 октября 2008 г. по 1 июля 2009 г. потребность в рекапитализации резко сократилась: при пессимистическом сценарии по состоянию на 1 октября 2008 г. через 12 месяцев требовалась рекапитализация 101 банка на сумму 180 млрд. руб. На эти банки приходилось 37,2% активов (без Сбербанка и банков, проходящих процедуру финансового оздоровления). На 1 июля рекапитализация требовалась всего 48 банкам на сумму 32 млрд. руб.(10% активов банковской системы без Сбербанка).
Несмотря на негативное влияние кризиса, все группы банков могут направлять в резервы на возможные потери по ссудам в среднем 4,2% активов в год. Через 12 месяцев банки смогут создать резервы на возможные потери в размере 14,7% кредитов при условии стагнации объема кредитного портфеля. Таким образом, будет решена проблема просроченных кредитов без дополнительной государственной поддержки финансовой устойчивости банков, уверены аналитики АСВ-Интерфакс.
Распределение банков выборки в зависимости от значения норматива нормативу достаточности капитала (Н1) на 1 июля 2009 года
Объем необходимой рекапитализации определяется не только объемом убытков по кредитам, но и целевым объемом прироста кредитного портфеля. Например, если необходимо, чтобы банковская система увеличила кредиты на 20%, объем капитала придется увеличить на 20% (то есть примерно на 800 млрд. рублей).
Того же эффекта можно достигнуть и без масштабных финансовых вливаний, например, снизив требования к нормативу Н1 с нынешнего уровня 10% до 8%, как это рекомендовано Базельским Комитетом по банковскому надзору.
Свободный капитал – определяющий
После кризиса конкурентные позиции отдельных групп банков будут определяться наличием свободного капитала для увеличения активных операций. Доля государственных банков в свободном капитале оказалась меньше, чем их доля в активах банковской системы. Это означает, что без дальнейшей государственной поддержки доля госбанков в активах российской банковской системы может даже снизиться. Однако этот сценарий все же маловероятен, так как велика вероятность дальнейшего увеличения капитала как ВТБ, так и Сбербанка.
Зато позиции иностранных банков в ходе кризиса заметно укрепились, велика вероятность дальнейшего роста их доли рынка. В то же время позиции крупных серьезно ослабли, так как именно эта группа стала одной из главных жертв кризиса (как с точки зрения потерь по кредитам, так и с точки зрения снижения процентной маржи).
Три пути развития
Согласно анализу АСВ-Интерфакс, возможны три сценарияразвития событий в российской банковской системе. 1.Оптимистический Российские банки преодолеют проблемы качества кредитных портфелей, реальная частота дефолтов банков будет существенно ниже вероятностей дефолтов, публикуемых рейтинговыми агентствами. В случае реализации такого сценария до конца 2010 г. проблемы испытают всего 24 банка, при этом выплаты АСВ составят 0,6 млрд. руб. 3 из 4 банков подвергнутся процедуре банкротства, а 1 будет санирован, при этом на его санацию потребуется около 12 млрд. руб. кредитной поддержки со стороны государства. Число банковских банкротств будет соответствовать среднему числу банкротств в докризисный период (примерно 24 в год).
2. Базовый Данный сценарий предполагает соответствие частот дефолтов с вероятностями дефолтов, публикуемых рейтинговыми агентствами. В этом случае до конца 2010 г. лицензий может лишиться 76 банков. Ожидаемый объем выплат АСВ по гарантированным вкладам составит около 18 млрд. руб.
3. Пессимистический В случае пессимистического развития ситуации, при котором произойдет максимально возможное число дефолтов российских банков, следует ожидать, что количество отозванных лицензий составит 97, размер выплат АСВ – 36 млрд. руб.
Ирина Елисеева