• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Африка и Китай

Китай, традиционно считающийся сосредоточенным на самом себе, огораживающимся от внешнего мира великими стенами, в Африке начинают подозревать в неоколониализме. Очередная статья еженедельного «африканского» цикла

другие статьи цикла

Китай в настоящее время  стал главным торговым партнером Африки, в дальнейшем его роль будет только возрастать. В то же время, китайским позициям на континенте мешают слабость политического влияния и культурные различия: Китай все чаще обвиняют в неоколониализме.

От политики к реальному сотрудничеству

КНР начала активно налаживать политические контакты с африканскими странами еще в 1956 г, но вплоть до начала нынешнего десятилетия китайское присутствие в регионе не было особенно заметным. В основном оно сводилось к ограниченным по масштабам проектам экономической помощи африканским странам (всего таких проектов за более чем 50 лет реализовано около 900), подготовке африканских студентов в китайских вузах (всего более 30 тыс. чел.) и отдельных поставках оружия.

До начала экономических реформ в КНР в 1978 г. в китайской политике на «черном континенте» доминировали идеологические мотивы – китайцы стремились утвердить себя в роли лидеров мирового коммунистического движения и защитников интересов развивающихся стран. Когда идеологические мотивы в китайской внешней политике отошли на задний план, влияние КНР на жизнь континента резко упало и такая ситуация сохранялась в течение 20 лет.

Быстрое развитие контактов между Китаем и странами черной Африки началось в начале нынешнего десятилетия на фоне укрепления китайской экономики и роста ее потребностей в сырье.

Торговля

В 2001 г. товарооборот Китая с африканскими странами составлял всего 10,6 млрд долл, но в дальнейшем он рос на 30-50% в год. Уже в 2006 г. товарооборот достиг 55 млрд долл, а в 2008 г. – 106,8 млрд долл.

Более 60% экспорта африканских стран в КНР приходится на энергоносители, еще 13% – на неэнергетическое минеральное сырье. Кроме того, африканские страны увеличивают поставки в КНР продовольственной продукции, например табака (Зимбабве), кофе (Уганда), вина (ЮАР).  Следует отметить, что эти продукты, за исключением табака, являются новыми и нетрадиционными  для китайского рынка, но по мере роста благосостояния китайцев и вследствие их стремления подражать западному образу жизни, их потребление быстро растет (особенно вин и кофе). Например, потребление кофе в КНР растет на 15%  в год, что побудило Tata Group начать проект сооружения завода по обработке кофейных зерен в Уганде с перспективой экспорта в Китай. 

В прошлом году Китай стал крупнейшим торговым партнером континента, обогнав не только Соединенные Штаты, но и Евросоюз, члены которого – бывшие колониальные державы – имеют более чем вековой опыт присутствия на континенте.

Если в торговле с развитыми странами КНР, как правило, имеет значительное положительное сальдо торгового баланса, то китайская торговля с Африкой относительно сбалансирована или характеризуется небольшим положительным сальдо африканских стран.

Например, в 2008 г. африканские страны экспортировали в КНР своей продукции на 56 млрд долл., импортировали китайской – на 50 млрд долл. КНР пытается стимулировать торговлю с африканскими странами, обнулив импортные тарифы на 500 наименований продукции из 31 африканской страны.

Инвестиции

Африка – важнейшее направление для  китайских прямых иностранных инвестиций. Точные цифры накопленных китайских прямых иностранных инвестиций на данный момент пока что труднодоступны. Тем не менее,  министерство торговли КНР в начале 2008 г. оценивало  общий объем накопленных китайских инвестиций за рубежом в 118 млрд долл. При этом 67% этой суммы приходилось на Африку, на втором месте (21%) шла Латинская Америка.

Крупнейшей известной на данный момент сделкой по приобретению китайцами африканских активов является покупка Торгово-Промышленным банком Китая 20%-ного пакета акций южноафриканского Standard Bank за 5,5 млрд долл. Standard Bank – крупнейший банк на континенте по размерам активов (на момент сделки  его активы оценивались в 156 млрд долл.) с обширной сетью офисов и филиалов в африканских странах. Предполагалось, что с опорой на этот банк китайцы могли бы финансировать свои многочисленные проекты на континенте.

Приоритеты сотрудничества

Основные китайские интересы на континенте связаны с закреплением доступа к источникам сырья.  При этом КНР стремится реализовывать проекты, прежде всего, там, где ей придется столкнуться с минимальной конкуренцией со стороны западных стран, в силу нестабильной внутриполитической ситуации или антизападного характера местных режимов.

Главное преимущество китайцев перед западными  партнерами – полное отсутствие интереса с их стороны к местной внутренней политике и готовность игнорировать факторы гуманитарного и правозащитного характера.

Например, с начала десятилетия ключевым партнером КНР в нефтяной сфере является Судан. Китайской нефтяной госкомпании CNPC принадлежит 40% в проекте Greater Nile Petroleum Operating Co по добыче нефти в Судане. Китайцами сооружен 1500-километровый нефтепровод от месторождений к побережью Красного моря. Общая стоимость проекта составляет не менее 5,4 млрд долл.  В той же стране  КНР построила крупный НПЗ, а также реализует проекты в транспортной сфере. В обмен на доступ к ресурсам, КНР не только не обращает внимания на ситуацию с правами человека в Суданской провинции Дарфур, но и оказывает Судану помощь: поставляет оружие и поддерживает позицию правительства страны в  Совете Безопасности ООН.

Судан – не единственный нефтяной партнер КНР. Китайская нефтяная компания CNOOC приобрела в 2006 г. за 2,3 млрд долл. 45%-ный пакет в консорциуме South Atlantic Petroleum, который займется разработкой прибрежных месторождений Нигерии.  Как и в случае с Суданом, нефтяное сотрудничество дополняется китайским участием в инфраструктурных проектах, поставками оружия и политической поддержкой. 

Другим крупнейшим партнером КНР в ресурсной сфере является Ангола, где китайцами в настоящее время реализуются сотни небольших проектов по развитию инфраструктуры.

Миграция

Развитие отношений стран континента с КНР ведет к масштабному притоку в африканские страны китайских мигрантов. Их общее число достигает 750 тыс., основная их масса сконцентрирована в Анголе и ЮАР. Приток китайских мигрантов, торгующих дешевым и некачественным товаром, систематическое несоблюдение техники безопасности и норм охраны труда на китайских предприятиях на континенте, стремление китайцев минимизировать использование местной рабочей силы ведут к росту антикитайских настроений. Например, в Замбии к росту антикитайских выступлений привел взрыв на принадлежавшей китайцам шахте с гибелью 49 шахтеров. Справедливости ради стоит заметить, что подобные трагические  инциденты, как и несоблюдение техники безопасности, типичны и для шахт в самом Китае. Тем не менее, распространение страха перед Китаем и антикитайских настроений уже осознано в Пекине как серьезная проблема. Китайцы пытаются предпринимать меры по улучшению своего имиджа на континенте и по возможности стремятся расширить привлечение местной рабочей силы.

Влияние кризиса

Кризис привел к падению оборота торговли между КНР и Африкой в первом полугодии 2009 г. на 30,5% к аналогичному периоду прошлого года, до 37,07 млрд долл. Впрочем, этот спад происходит на фоне общего падения оборотов внешней торговли по всему миру. С выходом мировой экономики из кризиса тренд к укреплению экономического влияния КНР в регионе сохранится, тем более что Китаю, единственному среди крупных стран, удалось сохранить на фоне глобального спада относительно высокие темпы роста ВВП – 7,9% во втором квартале 2009 г.

Василий Кашин

Автор текста: Кашин Василий Борисович, 14 октября, 2009 г.