В августе госсекретарь США Хиллари Клинтон совершила турне по 7 африканским странам. Госсекретарь приняла участие в Форуме США – Африка к югу от Сахары (АЮС) по торговле и экономическому сотрудничеству т.н. Форум AGOA), который проходил в Кении, а также посетила ЮАР, Анголу, ДРК, Нигерию, Либерию и Кабо-Верде.
Месяцем ранее президент Соединенных Штатов Барак Обама побывал в Гане – своеобразной витрине демократии стран АЮС, – где произнес речь о «равном партнерстве». В частности, Обама увязал вопросы оказания экономической помощи с успехами в области повышения качества управления, борьбы с коррупцией и т. п.
Нефть
Несмотря на то, что США за последние 15 лет на 20% снизили нефтеемкость ВВП, контроль над жидкими углеводородами является для них крайне важным, так как мировой спрос, по прогнозам IEA, может вырасти к 2030 г. до 99 – 113 млн барр/день по сравнению с уровнем потребления в 83,39 млн барр/день, зафиксированном в I кв. 2009 г. Стремление американских ТНК расширить свою сырьевую базу в этом контексте отвечает не только бизнес интересам конкретных элитных групп в США, но и отражает приоритеты американской внешнеполитической стратегии.
С 2003 по 2007 гг. доля стран Персидского залива в американском импорте снизилась с 25% до 21%. Импорт из стран Гвинейского залива вырос за аналогичный период в физическом выражении на 121 тыс. баррелей, увеличив свой удельный вес до 17% (см. таблицу 1).
Таблица 1. Импорт сырой нефти США по регионам, 2003 – 2008 гг.
Регион/страна | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Всего импорт (тыс. барр) | 3 527 696 | 3 692 063 | 3 695 971 | 3 693 081 | 3 661 404 | 3 580 694 |
Страны Персидского залива (тыс. барр) | 884 998 | 878 510 | 805 653 | 788 432 | 771 943 | 856 329 |
Доля стран Персидского залива в импорте (%) | 25,08% | 23,79% | 21,79% | 21,34% | 21,08% | 23,91% |
Страны Гвинейского залива (тыс. барр)* | 478 505 | 597 810 | 649 057 | 619 408 | 653 588 | 599 175 |
Доля стран Гвинейского залива в импорте (%) | 13,56% | 16,19% | 17,56% | 16,77% | 17,85% | 16,73% |
*- -в категории «страны Гвинейского залива» учтены показатели Анголы, Габона, Демократической Республики Конго, Камеруна, Кот-д’Ивуара, Нигерии, Республики Конго и Экваториальной Гвинеи.
Источник: Рассчитано на основе данных Energy Information Administration, US Import by Country of Origin.
Увеличение веса Африки в нефтяном импорте США, к слову, один из приоритетов внешней политики Израиля, рассчитывающего на снижение зависимости США по вопросу ближневосточного урегулирования от позиции арабского мира.
Доля Африки в целом (АЮС плюс Северная Африка) в импорте США к 2008 г. увеличилась почти до 22%. Фактически, можно говорить о двух стратегически важных и равных по значению регионах, обеспечивающих Америку нефтью – это Персидский залив и Африка. Для сравнения, потребности Китая в нефти (2-й импортёр в мире) на 28% обеспечиваются за счет Африки, 25% ему поставляют Судан и страны Гвинейского залива.
Таблица 2. Импорт США сырой нефти из Африки, 2003 – 2008 гг.
Регион/страна | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Всего импорт (тыс. брл) | 3 527 696 | 3 692 063 | 3 695 971 | 3 693 081 | 3 661 404 | 3 580 694 |
Всего Африка (тыс. брл)* | 520 930 | 704 058 | 776 661 | 812 679 | 880 007 | 777 268 |
Доля Африки в импорте (%) | 14,76% | 19,06% | 21,01% | 22% | 24,03% | 21,7% |
*- учтены показатели стран Гвинейского залива (см. выше), а также Алжира, Гвинеи, Египта, Ливии, Мавритании, Туниса, Чада и ЮАР.
Источник: Рассчитано на основе данных Energy Information Administration, US Import by Country of Origin. В докладе «Больше чем гуманность: стратегический подход США к странам Африки» (More Than Humanitarism: A Strategic US Approach Toward Africa) констатируется, что энергетическая безопасность США напрямую зависит от стабильного снабжения энергоносителями по приемлемым ценам из как можно большего количества источников. Значение региона Гвинейского залива связано с низким содержанием серы в добываемой нефти, перспективами развития глубоководной добычи в регионе, относительной свободе от «исламского фактора» и угроз международного терроризма, сильными позициями американских ТНК.
Минеральное сырье
Вместе с тем, зависимость США от африканских энергоносителей не является критической (в отличие, например, от ЕС). Но по отдельным категориям сырья США жизненно зависят от стабильности импорта из Африки. К таким ресурсам относятся, например, кобальт, марганец, хром.
С 1971 г. США целиком обеспечивает собственную промышленность кобальтом за счёт импорта. ДРК покрывает 65% потребностей в этом металле, чрезвычайно важном для оборонной промышленности. По некоторым данным, установочные военно-стратегические документы США не допускают потерю ДРК в качестве поставщика кобальта. Хром целиком импортируется США с 1961 г., 98% потребностей обеспечивается за счёт ЮАР и Зимбабве. Африканские страны обеспечивают порядка 50% поставок в США марганца (на ЮАР приходится 39%).
Инвестиции
К 2007 г. объем накопленных инвестиций США в Африке составил 13,3 млрд долл, из которых 87,8% приходилось на 6 стран: ЮАР (4,6 млрд долл), Маврикий (2,9 млрд долл), Экваториальную Гвинею (2,8 млрд долл), Анголу (876 млн долл), Либерию (456 млн долл) и Габон (421 млн долл). Всего в 2007 г. Африка получила 33 млрд долл прямых иностранных инвестиций, что на 6,9 млрд долл больше, чем в 2006 г. (26,1 млрд долл).
В целом, на Африку приходится менее 1% накопленных инвестиций США в мире. В тоже время, активы американских компаний, либо компаний с американским участием в 2006 г. в Африке составляли 116,1 млрд.долл (из них 28,3 млрд - в Нигерии, 13,3 млрд – в ЮАР). Продажи американских корпораций в Африке в 2006 г. составили 70,9 млрд долл, полученная в регионе прибыль – 14,6 млрд долл.
Торговля
Нормативным оформлением стремлений США на получение режима наибольшего благоприятствования в Африке является закон AGOA (Акт об экономическом росте и торговых возможностях в странах Африки), принятый в 2000 г.
Прежде всего, AGOA стимулировал товарооборот между США и Африкой. В 2000 г. экспорт из США в страны Африки составлял 5,6 млрд долл (32,4% из указанной суммы приходилось на транспортное оборудование, 13,8% на продовольствие, 12,8% на продукцию химической промышленности, 12,6% – на электронику). Импорт из Африки в 2000 г. был на уровне 22,2 млрд долл (68% – нефть и нефтепродукты, 14,4% – минеральное сырье и металлы). В 2008 г. американский экспорт в Африку достиг 18,471 млрд долл, импорт – 86,052 млрд долл, а торговый оборот – 104,5 млрд долл.
Таблица 3. Торговля между США и Африкой, 2005 – 2008 гг. ($ млрд).
Категория | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Экспорт из США | 10,21 | 11,859 | 14,296 | 18,471 |
Импорт в США | 50,364 | 59,092 | 67,357 | 86,052 |
Товарооборот | 60,574 | 70,951 | 81,653 | 104,523 |
Источник: US – African Trade Profile 2009.
Товарная номенклатура экспорта и импорта в торговле между США и Африкой за период 2000 – 2008 гг. почти не изменилась. США по-прежнему преимущественно экспортируют на континент продукцию с высокой добавленной стоимостью (двигатели, комплектующие, нефтепродукты, оборудование и электроника), а импортируют сырье – из 86 млрд долл импорта на сырую нефть пришлось 82% (71,2 млрд долл).
По линии AGOA в 2008 г. импорт из Африки составил 66,3 млрд долл, что на 29,8% больше, чем в 2007 г. Однако 92,3% импорта по AGOA приходилось на энергоносители. Без учета нефти африканский экспорт в США по линии AGOA составляет всего 5,1 млрд долл, хотя и растет примерно в 2 раза быстрее, чем общий экспорт.
Помимо стимулирования устойчивого роста товарооборота, AGOA позволяет американскому бизнесу страховать инвестиционные риски в Африке. Благодаря Акту США оказались единственной страной западного мира, которая ежегодно увеличивала импорт товаров из стран Африки в начале XXI века (в среднем на 6,8% в год). Механизм оказался настолько эффективным, что действие закона, рассчитанного изначально на 8 лет, было продлено до 2015 г.
Помимо прочего, AGOA является инструментом по обеспечению преимущественного доступа американских компаний к африканским рынкам. США конкурируют в Африке за ресурсы и рынки сбыта не только с «новыми игроками» из Азии и Латинской Америки, но и со своими союзниками из ЕС. В системе AGOA, через т. н. «рамочные соглашения о торговле и инвестициях», США добиваются обеспечения наиболее благоприятного для американского бизнеса делового климата в конкретных странах континента.
Новые акторы
Позиции США в Африке в последнее время испытывают на себе давление т. н. «новых акторов» – развивающихся азиатских и латиноамериканских государств, прежде всего, Индии и Китая. Несмотря на то, что пока США занимают 1-е место в торговом обороте с Африкой, их доля (как и доля ЕС) медленно, но уверенно сокращается в силу увеличения товарооборота африканских стран с Китаем.
Так, в регионе АЮС Китай увеличил долю своего экспорта за период 2006 - 2007 гг. с 8,9% до 9,8%, импорта – с 12,6% до 13,4%. За тот же период доля США в экспорте упала с 29,5% до 28,4%, ЕС – с 32,1% до 31,4%. Доля США в импорте в 2006 – 2007 гг. сократилась с 5,6% до 5,3%, ЕС – с 28,9% до 27,8%.
По мере усиления интереса крупнейших мировых стран-потребителей к африканским ресурсам, США все больше акцентируют внимание на политических и военных рычагах влияния. Америка официально ведет на континенте борьбу с международным терроризмом (в Джибути расположен американский «антитеррористический» центр с контингентом в 1,5 тыс. солдат). В 2007 г. Дж. Буш-младший подписал указ о создании, впервые с 1945 г., нового военного командования – Африканского (Africom). В настоящий момент штаб-квартира Africom находится в Штутгарте, попытки добиться от африканских стран согласия на размещение командования на их территории пока не увенчались успехом. Предполагается, что Africom будет обеспечивать безопасность поставок нефти из стран Гвинейского залива и бороться с терроризмом.
Вадим Зайцев