• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что мешает успехам отличников

Сильные ученики могли бы прогрессировать быстрее, если бы учителя уделяли максимум внимания им, а не отстающим

Отличникам непросто учиться в школе. Преподаватели при объяснении материала ориентируются на наиболее слабых учеников и пытаются «выровнять» классы. Им проще работать с коллективами, где у детей примерно одинаковый неплохой уровень достижений. Но установка на выравнивание классов мешает отличникам быстрее идти вперед и получать знания в большем объеме, отметила Марина Шеина в исследовании «Взгляд российского учительства: отличники, показатель успеваемости и средний балл». Работа опирается на анкетный опрос 292 учителей-предметников различных школ Пермского края.

Учителя опираются на хорошистов

При анкетировании учителя оценивали уровень успешности достижений учеников трех классов на основании оценок, полученных детьми во внешнем мониторинговом срезе знаний. В каждом классе учится по двадцать человек.

Респонденты сочли лучшим самый ровный класс — Б, в котором нет ни одного отличника, но нет и двоечников. Основная масса — хорошисты. Средним для учителей стал класс А, худшим — В. То есть педагоги оценили выше коллектив с более низким средним баллом (3,75), но без неуспевающих детей (А), чем класс, в котором рекордные 40% отличников и средний балл выше (3,85), однако есть один двоечник (В).

Опытных педагогов двойки не пугают

Любопытно, что негативное мнение о классе В разделили учителя по самым разным предметам. При этом преподаватели естественнонаучного блока — физики, химики, биологи и географы — активнее «проголосовали» за наличие пятерок, пусть даже средний балл в таком классе и ниже. Выбирая между классом А и Б, 33% естественнонаучников отдали первенство классу А, в котором на фоне более низкой средней успеваемости (3,75 vs 3,85 у класса Б) все же есть отличные оценки. Среди их коллег с другой специализацией (математика, информатика, гуманитарные дисциплины) класс А выделили лишь от 3% до 18%.

Кроме того, обнаружились различия в оценках преподавателей разной квалификации. Более квалифицированные педагоги выше оценили отличные результаты в классе и меньше беспокоились о двойках. А вот преподаватели без категории более трепетно отнеслись к плохим отметкам. Так, среди учителей первой категории вчетверо больше доля тех, кто оценил класс В как лучший, по сравнению с учителями без категории, — 21% против 5%.

То, что самый «урожайный» на отличников и при этом самый неровный класс В оказался для педагогов аутсайдером, не столь удивительно. «Такое положение дел логично, если премия за отличников в оплате труда учителя (если она есть) существенно менее значима, чем «наказание» за неуспевающих», — отметила Марина Шеина. 
В то же время, очевидно, что при таком раскладе невозможно «обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование», заключила исследователь.
IQ

автор исследования:
Марина Шеина, доцент департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ (Пермь).
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 25 августа, 2016 г.