• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чего не хватает молодым педагогам

Молодые учителя не успевают осваивать современные методики преподавания. Поэтому их ученикам может быть труднее получить максимум знаний, умений и навыков

Молодые учителя в России — специалисты до 29 лет — отстали от старших коллег в деле освоения педагогических технологий. Дело не только в нехватке преподавательских умений и отсутствии опыта. Хромает сама подготовка молодых педагогов — в ней слишком много теории, а на рабочем месте учитель-неофит не всегда может доучиться. В итоге классы молодых преподавателей учатся по старинке. Это мешает детям достичь большего, рассказали Марина Пинская, Алена Пономарева и директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий в статье «Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России». Она вышла в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования».

Подготовка учителей архаична

Парадоксально, но факт: зрелые педагоги чаще молодых используют современные методы преподавания — от установок на активное обучение (когда дети сами находят решение задач) до применения учениками информационных технологий для работы в классе и дома.

 

Молодые учителя (до 29 лет)

Учителя в возрасте 40-59 лет

Не поддерживают установку на активное обучение

 

19%

9%

Не используют IT на занятиях с учениками

 

20%

10%

Учат детей самостоятельно анализировать свои достижения

 

25%

40%

То есть молодые педагоги недостаточно владеют современными формами обучения, сделали вывод авторы исследования.

Начинающие учителя и сами видят пробелы в своих знаниях. Они намного реже, чем люди других возрастных групп, считают свою профессиональную подготовку очень хорошей.

Исследователи сравнили ответы самой старшей и самой младшей группы преподавателей на вопрос, какие компоненты включало их профессиональное образование. Оказалось, что за три десятка лет подготовка россиян изменилась мало. За рубежом, напротив, есть контраст в образовании молодых и пожилых учителей — по доле практики. Обучение прямо в школе стало ядром программ подготовки педагогов. Это помогает проверять инновации. В российском же педагогическом образовании практический компонент снижался.

Коллеги помогают мало

Профессиональное общение — один из важнейших источников развития педагогов. Но наставники из числа опытных коллег есть лишь у трети российских молодых учителей. При этом 28% начинающих преподавателей считают, что сотрудничество с коллегами могло бы быть более плотным.

Учителям-неофитам, по их собственному мнению, менее доступны разные форматы профессионального развития (курсы, семинары, посещение других школ, сетевые объединения и пр.), чем педагогам других возрастов. Причина — нехватка времени из-за семейных обязательств (так ответили почти 50% респондентов) и высокая нагрузка на работе (этот ответ дала треть опрошенных).
Впрочем, более четверти (27%) тех, кто все же занимался повышением своей квалификации, отметили, что занятия не включали активных методов обучения.

В итоге, молодые педагоги из России оказались довольны своей работой в гораздо меньшей степени, чем их зарубежные коллеги-ровесники, выяснили исследователи.

Статья основана на данных Международного исследования систем преподавания и обучения Teaching and Learning International Survey (TALIS) 2013 года, проведенного ОЭСР. Размер выборки — 200 школ. В каждой школе были опрошены 20 учителей и директор (итого свыше 4 тысяч респондентов). По возрасту учителя были разделены на группы: моложе 29 лет (это и есть объект наблюдения), с 30 до 39 лет, с 40 до 59 лет и старше 60 лет.
IQ

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Алена Пономарева, младший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ.
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 29 августа, 2016 г.