• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как сберегать воду

К 2030 году дефицит воды будут испытывать 40% населения Земли.

Запасы воды на планете с каждым годом истощаются. Счетчики в квартирах и коммунальные тарифы проблему не решат. Водные богатства нужно охранять и восстанавливать. В каждой стране это делают по-своему, но наиболее успешно там, где действуют сообща — население, инноваторы, бизнес и государство, выяснили Александра Московская и Артем Берендяев. Они изучили около 100 проектов с разных континентов — кейсы Глобальной организации поддержки социальных предпринимателей Ashoka. Выводы исследования «Социальные инновации в области ответственного потребления воды: международный опыт и уроки для России» были представлены на прошедшей в НИУ ВШЭ международной конференции «Водный форум БРИКС».

Зачем ловить дождь

Как решается проблема нехватки воды в разных странах?
Реки и озера Коста-Рики страдают от фермеров, которые «кормят» водоемы агрохимикатами, вырубают леса для пастбищ и строительства дорог. Поставить частников на место сложно — в законодательстве нет экологических норм для сельского хозяйства. Но можно обратиться к «коллективному разуму», решил природоохранный институт Nectandra и мобилизовал крестьян, объединенных в общины. Общинам предложили помощь в приобретении земель (выдавали беспроцентные кредиты на покупку), а взамен эти объединения взяли на себя обязательства по очистке сельхозугодий от загрязнения и обеспечению их экозащиты.


Лауреат Глобальной организации поддержки социальных предпринимателей Ashoka Самех Гали из Египта начал с личной гигиены сограждан. Большинство деревень, в которых проживают 70% египтян, не имеет централизованной канализации, вместо нее используются выгребные ямы. Часто на этой же территории находится скважина для добычи воды. В итоге подземные воды загрязняются, что влияет на здоровье людей. Самех Гали разработал систему мини-очистных сооружений, которые устанавливаются в каждом доме, обходятся дешево (строятся из местных материалов) и улучшают экологию территорий, куда правительственные программы не доберутся еще долгие годы.

У горожан в Европе другие задачи. К дождевой воде здесь относятся как к неудобству, и миллионами кубометров выводят за пределы города. Такая расточительность меняет климат — снижается влажность, увеличивается количество пыли, перепады температуры становятся более резкими. Чтобы этого избежать, дождевую воду предлагается сохранять там, где она падает, и распространять в том же районе (модель экологического менеджемента Юждена Тота, Словакия).

Фермеров Индии, где за контроль над водоемами идут настоящие войны, на дождь учат ставить ловушки. В Бразилии проблему нехватки воды решают строительством неглубоких и недорогих колодцев возле рек. В столице Перу Лиме (одном из самых засушливых городов мира) бытовые сточные воды очищают и используют для орошения парков и садов.

Как сделать проект успешным

Опыт каждой страны специфичен, копировать его не всегда возможно. Однако общая схема успешной работы существует.

Примером можно считать вышеупомянутый Институт Nectandra, кредитующий коста-риканских крестьян. Выдача займов — важнейший элемент его стратегии, но не единственный. Работа по защите водоемов начинается с экологического ликбеза для общин. Их представители просвещаются на бесплатных семинарах, получают практические навыки через долгосрочные образовательные программы. После завершения учебы наступает время выдачи кредитов.

Помимо населения, у экологов появляются новые партнеры — фонды, корпорации, частные лица, обеспечивающие кредитование. Параллельно с общественностью и финансовыми донорами Институт взаимодействует с государством: участвует в работе региональных и муниципальных комиссий по экологии, координирует сотрудничество природоохранных организаций, крупных водопользователей и отраслевых министерств.

Таким образом, считают исследователи, составляющие успеха «водных» инноваций следующие:

  • проекты начинаются с личной инициативы профессионалов в сфере экологии, водного или сельского хозяйства;
  • профессионалы ведут за собой общество — объединяют ресурсы простых граждан, в том числе через обучение;
  • поддержка не ограничивается «низами», необходимо заинтересовать власть и инвесторов;
  • население, власть и бизнес кооперируются на взаимовыгодных условиях;
  • идея не заканчивается получением финансирования. Участники проекта становятся звеньями единой структуры, и социальная инновация может превратиться в законченную услугу или пакет услуг (консультационных или техподдержки, распространяемой по франшизе).

Выводы для России

Значительное число интересных примеров исследователи обнаружили в странах БРИКС — Бразилии, Индии и ЮАР. Отсутствие в этом списке России исключительно «техническое»: Ashoka здесь пока не работает.

Однако выводы для России на основе международного опыта уже сделаны.

Решение проблем управления водными ресурсами неверно возлагать на какой-то один сектор экономики или ведомство. У такой структуры уже есть определенная предубежденность или отработанный подход к решению задачи, что нередко становится барьером для улучшения ситуации.

Инициативам отдельных личностей часто препятствуют жесткие рамки законов, нехватка денег, бюрократия, низкий уровень доверия граждан, их неинформированность или неблагоприятное состояние общественных ценностей (сдерживание личной инициативы и предпринимательства).

Эти трудности не только российские, подчеркнуто в исследовании, и справиться с ними можно, опираясь на зарубежную практику — более половины изученных кейсов реализованы в развивающихся странах, в более сложных условиях, чем в России.
IQ

АВТОРЫ ДОКЛАДА:

Александра Московская, директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ.
Артем Берендяев, аспирант Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ.
Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 27 октября, 2016 г.