• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Почему растет подростковая агрессия

В подростковом коллективе издевательства и оскорбления должны встречать осуждение. Иначе агрессор набирает популярность и навязывает свой стиль поведения остальным.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Валерия Иванюшина, ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
Даниил Александров, заведующий НУЛ «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

Вера Титкова, лаборант НУЛ «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

В тех классах, где подростки и учителя осуждают проявления агрессии, издевательств и драк становится меньше. Они не воспринимаются как способ решения проблем, а агрессоры не превращаются в местных «звезд», пример для подражания. Если же в коллективе принято оскорблять и драться, то агрессивные подростки оказываются в центре внимания, выглядят «крутыми». С ними хотят дружить остальные. В итоге драчуны «заражают» своим поведением товарищей. Унижения и жестокости множатся и начинают считаться в коллективе нормой, отметили в статье «Подростковая агрессия: групповые нормы и социальный статус среди сверстников», опубликованной в «Социологическом журнале», Валерия Иванюшина, Даниил Александров и Вера Титкова. 

Исследование опирается на опрос 418 учащихся колледжей и техникумов* Санкт-Петербурга. Средний возраст ребят — 17 лет.

Истоки агрессии

Не секрет, что самые циничные подростки нередко оказываются лидерами коллектива. Это касается прежде всего классов или учебных групп, которые сами заражены враждой и хамством. В такой страшной среде, где ценится грубая сила, дружба с агрессором считается выгодной. Она может защищать от нападок со стороны других обидчиков.

Однако на деле популярность агрессора — крайне опасная вещь. Она ведет к распространению жестокостей. Однокашники начинают копировать стиль поведения циника, а оскорбления и драки — или «буллинг» (от англ. bully – «хулиган, задира») — входят в привычку, воспринимаются как норма.

Не удивительно, что в таком коллективе отсутствие агрессии считается «игрой против правил». Подростков, не участвующих в хулиганстве, подвергают «санкциям» — например, начинают травить. Тем самым создается самовоспроизводящийся механизм агрессии, поясняют авторы статьи.


Причины агрессии

  • Высокий уровень недоверия в российском обществе. В результате подростки нередко воспринимают мир как враждебную среду, в котором лучшая защита — это нападение.
  • Агрессия в семье, усвоенная с раннего детства, и агрессия со стороны педагогов.
  • Возрастные кризисы, подростковые «бунты». Взросление нередко сопровождается тревогами: страхом перед неизвестностью, сомнениями в себе, боязнью неудач и пр. Это может вести к накоплению агрессии.
  • Сложности с учебой и общением, одиночество.
  • Семейные драмы: расставание родителей и пр.
  • Социальное неблагополучие семьи, бедность. Это провоцирует постоянный стресс, который может приводить к враждебному отношению к окружающим.
  • Вредные привычки: алкоголизм, наркомания, курение.
  • Влияние индустрии развлечений и СМИ: агрессивные персонажи часто изображаются «крутыми», насилие трактуется как вариант решения проблем. В итоге дети начинают считать, что агрессия — лучший способ отвоевать свое место под солнцем. Представления о норме поведения смещаются.

Российские фильмы и сериалы о подростковой агрессии

«Чучело» (1983), режиссер Ролан Быков

«Дорогая Елена Сергеевна» (1988), режиссер Эльдар Рязанов

работы Валерии Гай Германики («Все умрут, а я останусь...» (2008) и др.)

«Розыгрыш» (2008), режиссер Андрей Кудиненко (римейк одноименного фильма Владимира Меньшова)

«Училка» (2015), режиссер Алексей Петрухин

«Любимая учительница» (2016), режиссер Леонид Белозорович

Кто чаще бывает грубым

Доля подростков-агрессоров в школах США и европейских стран, согласно ряду исследований, достигает 20%. В российских школах — похожая картина. В настоящем исследовании доля таких подростков составила 18,6% от общего числа учащихся.

Юноши более агрессивны. Так, 90% девушек никогда не враждовали с одноклассниками. Среди представителей сильного пола таких — 69%.

Агрессия бывает вербальная (словесные оскорбления), физическая (драки) и смешанная. Она может быть прямой (насилие, запугивание и пр.) и косвенной (распространение слухов и пр.). Агрессия чревата физическими и психическими травмами. Ребята, подвергшиеся ей, начинают хуже учиться, замыкаются в себе, испытывают комплекс неполноценности.

Наиболее распространена вербальная агрессия, физическая встречается реже, подсчитали авторы статьи.

Если рассматривать отдельно группу агрессоров, то в ней к словесным оскорблениям прибегали 50% девушек и 43% юношей. Смешанную агрессию применяли по трети представителей обоего пола. Издевались физически 16,7% девушек и 22,6% юношей. Таким образом, характеристики грубого поведения у учащихся обоих полов очень схожи.

Ученые также оценили популярность агрессоров среди сверстников. Ребята называли одноклассников, с которыми они общаются больше всего. Число полученных дружеских номинаций делилось на максимально возможное их число — получался показатель популярности.

Средняя популярность агрессоров превысила популярность неагрессивных подростков: 0,16 против 0,12. «Такой результат позволяет предположить, что грубое поведение не вызывает осуждения со стороны одноклассников, — комментируют исследователи. — Напротив, подростки, демонстрирующие буллинг, имеют много друзей».

Девушки выбирают «боевых» подруг

Исследователи также изучили связь между популярностью агрессивных подростков и степенью недружелюбности среды. Классы были разделены на низкоагрессивные (около 10% хулиганов) и высокоагрессивные (доля таких ребят — примерно четверть).

В обоих группах агрессоры оказались популярнее среди сверстников, чем ребята без склонности к насилию. Но в высокоагрессивных коллективах хулиганы «котируются» еще выше. То есть общий психологический климат влияет на статус грубых подростков. 

В классах, где распространены драки и унижения, неагрессивные ребята находятся в невыгодном положении. Гораздо меньшее число одноклассников называют их своими друзьями. Зато их антиподы выдвигаются в лидеры. 

При этом агрессивные девушки имеют более высокий социальный статус в классах любого типа. Здесь возможно такое объяснение: буллинг среди девушек достаточно редок, он бросается в глаза. Это повышает узнаваемость таких студенток, интерес к ним.

Под защитой коллектива

У юношей ситуация иная. В классах с низким уровнем агрессии их статус не связан с поведением. Но в коллективах, где приняты издевательства, агрессивность явно добавляет «очки» молодым людям. По мнению ряда ученых, юноши воспринимают грубость как признак настоящего мачо, проявление брутальности и «крутизны».

Иными словами, молодые люди выбирают друзей в зависимости от среды. В низкоагрессивной обстановке с хулиганами особо не дружат.

С учетом этих особенностей, крайне важно неприятие агрессии в коллективе. Это блокирует ее распространение, заключают авторы статьи.

* Учащиеся техникумов и колледжей были выбраны исследователями потому, что в этой среде агрессия проявляется особенно отчетливо. Они происходят из семей с относительно низким социально-экономическим статусом. Между тем, в бедных слоях общества выше уровень насилия и антисоциального поведения. Агрессивный стиль поведения, усвоенный в семье, воспроизводится подростками и среди сверстников.

См. также:

Подростки выстраивают границы между личным и публичным

Подростки редко откровенничают в соцсетях
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения

Icons made by Dimi Kazak from www.flaticon.com is licensed by CC 3.0 BY

Материалы по теме

Доступные и вовлеченные

Как трансформируется институт отцовства в России

«Дети из пробирки»: тираж ограничен

Почему искусственное оплодотворение доступно не всем бездетным парам

Как помочь ребенку освоить город

Запреты на самостоятельные перемещения в мегаполисе могут негативно сказываться на взрослении школьника.

Как работодатели помогают сотрудникам с детьми

Одни компании и фирмы поддерживают «семейных» работников, другие — дискриминируют их. Чем руководствуются работодатели, изучили исследовали НИУ ВШЭ.

Чего не хватает государственной педиатрии

Ограничения в выборе врача и поверхностное отношение к ребенку вызывают недовольство родителей педиатрической помощью.

Почему плохо учиться в сильном классе

Обучение в классе с очень способными детьми может снижать самооценку и успеваемость школьника.