• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как ценности влияют на доходы банков

Корпоративные ценности российских компаний не обеспечивают им рост прибыли.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Елена Просвиркина, докторант швейцарской бизнес-школы SBS Swiss Business School, старший преподаватель факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ.
Николай Просвиркин, доцент кафедры менеджмента Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королёва.

Ценности оказывают влияние на финансовые показатели компаний, могут быть связаны с результатами их деятельности напрямую или опосредованно, свидетельствуют результаты зарубежных* исследований.

Елена Просвиркина и Николай Просвиркин изучили российский опыт. В исследовании «Корпоративные ценности и прибыль коммерческих банков: анализ взаимосвязи» они выяснили, что ориентированность на клиентов и достижение эффективности — одни из главных ценностей, заявляемых российскими банками. Следование им дает конкурентные преимущества, но не прямой рост финансовых показателей.

Командный дух и работа на результат

Самыми популярными корпоративными ценностями в банках развитых стран считаются инновации, развитие, превосходство, законность, высокое качество услуг, семья.

В России чаще выбирают другое — эффективность и результативность, зачастую нацеленные на финансовые итоги, сделали вывод исследователи, проанализировав 50 крупнейших банков, действующих на территории РФ**.

Большая их часть (86%) заявляет о ценностях публично, причем, как правило, об одних и тех же. Помимо эффективности, наиболее важными оказались клиентоориентированность (декларируют 38% банков), командный дух (35%), профессионализм (33%), социальная ответственность (33%).

Также в списке приоритетных:

  • общечеловеческие ценности;
  • открытость (прозрачность, публичность) ;
  • инициативность и креативность;
  • репутация банка;
  • уважение к банковским традициям;
  • законность;
  • партнерство со стейкхолдерами (участие в работе профессионального сообщества, содействие государству в совершенствовании банковского законодательства);
  • приверженность компании;
  • цивилизованное ведение бизнеса;
  • стремление к совершенству/развитию;
  • другие ценности (надежность, оперативность, лидерство, здоровый образ жизни, самосознание).
Топ-10 корпоративных ценностей российских банков
(% банков, декларирующих ценность)

Источник: расчеты авторов исследования.

Ценности — в рубли

В зависимости от того, как часто банк повторяет ту или иную ценность (на своем сайте, в документах, пресс-релизах, публичных выступлениях), был рассчитан индекс ценностей (CV index), который позволил оценить их влияние на финансовые результаты компаний.

Выяснилось, что не существует зависимости между индексом и активами банков (собственные средства и средства вкладчиков). Банки, лидирующие в рейтинге по объему активов (например, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВТБ24), по значениям CV index первых мест не заняли.

Банки с наибольшим значением индекса ценностей (CV index)

Источник: расчеты авторов исследования.

Чем выше индекс ценностей, тем больше чистая прибыль банков, предположили ученые на старте исследования. Однако расчеты этого не подтвердили. Корпоративные ценности с прибылью напрямую практически не связаны. Однако они формируют корпоративную культуру и являются важным инструментом работы внутри банка, что может обеспечить его конкурентные преимущества на внешнем рынке.

*Donker H., Poff D., Zahir S. Corporate Values, Codes of Ethics, and Firm Performance: A Look at the Canadian Context // Journal of Business Ethics. 2008. Vol. 82. № 3. P. 527–537.
Posner B.Z., Kouzes J.M., Schmidt W.H. Shared Values Make a Difference: An Empirical Test of Corporate Culture // Human Resource Management. 1985. Vol. 24(3). P. 293–309.
Van Lee R., Fabish L., McGaw N. The Value of Corporate Values // Strategy and Business. 2005. Vol. 39. P. 1–15.
Jesper B. Sørensen. The Strength of Corporate Culture and the Reliability of Firm Performance // Administrative Science Quarterly, Vol 47, Issue 1, 2002.
Thomsen S. Corporate Values and Corporate Governance // Corporate Governance: The International Journal of Business in Society. 2004. Vol. 4. № 4. P. 29–46.

**Сбор данных основан на анализе сайтов банков, годовых отчетах, кодексов этики и корпоративного поведения, пресс-релизов и публичных выступлений руководства компаний. В выборку исследования вошли различные типы банков: российские и международные, государственные и частные, московские и региональные, работающие в различных продуктовых и клиентских нишах.

См. также:

Кто управляет российскими банками

Зачем банкам правила дорожного движения

Почему банкирам не нужен пиар

Финансовая политика банков меняет их позиции в рейтингах

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 8 июня, 2017 г.