• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неоцифрованные

Как новое поколение развеивает мифы о себе

Ученые выяснили, как молодые люди, родившиеся в 1995-2000 годах, потребляют и воспринимают информацию. Выводы оказались неожиданными. Новое поколение не приковано к гаджетам – их зависимость от цифровых технологий сильно преувеличена. Они предпочитают бумажные книги, рационализируют онлайн-общение и не уходят от реальности.

Исследователи поговорили* с молодыми людьми, которым на момент опроса (конец 2015 г.) исполнилось 15–20 лет. Было собрано 700 анкет по России, проведено 8 фокус-групп в учебных заведениях Москвы и Красноярска. Результаты исследования позволили критически отнестись к распространенным мифам о современной молодежи.

Миф 1. Они не читают текстов, потребляют информацию визуально

Результаты опроса показали: текст жив и более того – необходим. 90% молодых людей считают его удобным или очень удобным. Впрочем, равно как и иллюстрации: для 89% так же комфортны фотографии, для 86% – картинки с подписями.

«С точки зрения коммуникации важен не только носитель, но и формат контента. Фото, картинка с подписью или короткое видео это всегда формат story, наиболее интересный и удерживающий внимание. А вот текст – почему и принято говорить о его смерти – в story укладывается не всегда. Но если ее содержит, превращается в привлекательный и востребованный»,  –  поясняется в исследовании.

Миф 2. Они обросли гаджетами

Молодежь действительно не представляет своей жизни без гаджетов. Но в среднем у них всего 2,7 активных устройств, в то время как у более взрослых людей их 7.

Миф 3. Они предпочитают онлайн-общение офлайну

Потребность в реальных коммуникациях у молодого поколения высока, общение в онлайне рационально. Они встречаются с друзьями как минимум раз в  неделю, а контакты в интернете используют для того, чтобы увеличить скорость сообщений и связаться с теми, с кем не могут видеться вживую.

Миф 4. Они не читают художественную литературу

Читает и достаточно много. Фаворит среди писателей – Эрих Мария Ремарк. Исследование показало, что литература для молодежи должна: 1) быть привычной и простой для восприятия; 2) говорить о серьезных экзистенциальных проблемах.

«У этого поколения сильнейший экзистенциальный голод. Они – жертвы отсутствия образования, которое помогает сформировать образ мира и себя в этом мире. Современное образование образа мира не передаёт – оно готовит к тестам по ЕГЭ. В итоге, молодые обращаются со своими смутными вопросами к Ремарку», – комментирует один из авторов исследования, профессор НИУ ВШЭ Юлия Грязнова.

Миф 5. Они предпочитают электронную книгу бумажной

Почти 100% участников опроса предпочитают книги на бумажном носителе. Причины, по их мнению, следующие:

 читать на бумаге приятнее,

 бумажная книга имеет достаточно высокую ценность,

 действует установка: всё, что в электронном виде, должно быть в свободном доступе.

Из разных миров

И отцы, и дети нуждаются в информации в первую очередь для практического использования, потребляют ее на одних и тех же носителях. Но контент потребляемого разводит поколения по разным планетам.

В мире коммуникаций у них неодинаковые запросы и повестка дня. Например, младшие в отличие от старших, готовы принимать только информацию, отвечающую на заданный ими вопрос. «В противном случае она не является значимой и воспринимается как шум. Поэтому для такой аудитории необходимо сначала создать ситуацию, в которой у них возникнет вопрос, а затем давать на него ответ», – отмечает Юлия Грязнова.

Повестка дня взрослого, то есть наиболее значимые для человека личные и общественные события, как правило, совпадает с повесткой дня СМИ. У молодых – зависит от персональных интересов и личных проблем. Это тот случай, когда теракты и экономические кризисы могут «пройти» мимо, а локальная тусовка – стать событием номер один.

Сдача экзаменов, поступление в вуз, путешествия, первая любовь, первое расставание, свадьба родственников, развод родителей – общие коммуникации молодых происходят вокруг таких тем. Личная повестка взрослых, по словам исследователей, на этом фоне «выглядит монотонно и небогато. Самые часто встречающиеся события − отпуск или болезнь».

Будущие бюджетники

Ценности молодого поколения не оказались экстраординарными: семья, самореализация, друзья, карьера, чувства, свобода, путешествия, удовольствие от жизни. Но ученые назвали его представителей ежиками в тумане: «в условиях отсутствия понятной картины мира будущее видится им неясным и расплывчатым».

Почти 70% опрошенных хотели бы трудоустроиться в крупные корпорации и госструктуры. Независимость, которую дает собственный бизнес, выбрали лишь 30%. Для сравнения за рубежом открыть собственное дело готовы 72% их сверстников.

В интервью практически все высказались за офисный режим. Причины: недостаток самоконтроля и желание разграничить работу и жизнь. К удаленке не готовы даже первокурсники-программисты, которые в отличие от остальных четко представляют свое будущее.

От рабочего места молодежь ждет комфорта и эстетики. От информационного контента, формируемого под влиянием этих и других ценностей, – ответов на вопросы, персональной пользы и легкой формы (иллюстрированный текст или подписанная картинка), делают вывод ученые. IQ

*Исследование проведено инициативной группой Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО). 

Автор исследования:

Юлия Грязнова, к.филос.н., профессор Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ, исполнительный директор Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО)

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 27 сентября, 2017 г.