• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Полотна в лотах

Как искусство уходит с молотка

©Красные виноградники в Арле/Винсент ван Гог

Картины художников-модернистов самые дорогие из продаваемых на аукционах. Вместе с произведениями азиатского искусства они дают свыше 50% выручки мирового арт-рынка. Но рынок — это не только лидеры. Что происходит с полотнами, не купленными на первых торгах? В каких странах покупают больше всего картин? Исследовательницы ВШЭ Людмила ЛеоноваАнна Новак и Анна Водопьянова проанализировали современный арт-рынок.

Искусство делает деньги

Приоритет модернистов (годы рождения живописцев: 1860–1920) во главе с Пабло Пикассо исследователи определили на основе 10-летних (2005–2014 гг.) данных аналитического агентства Artprice (ежегодные рейтинги 500 художников по результатам аукционных торгов).

С 2009 года среди самых успешных появляется все больше китайских мастеров. В 2014-м на Китай пришлась треть мировых продаж в сегменте изобразительного искусства ($5,66 млрд из $15,2 млрд). Меньше всех представлены старые художники (до 1760 года рождения) и импрессионисты (1760–1859), большинство работ которых принадлежит галереям и музеям. Рынок насыщен произведениями поствоенного периода (художники 1921–1945 годов рождения) и современного искусства (моложе 1945-го).

Объем продаж и количество проданных картин по группам художников, 2014 г.

Группы

Совокупный объем продаж, $

Количество лотов

Модерн

3 602 108 611

18 234

Азиатское искусство

2 843 882 928

25 803

Поствоенное искусство

1 839 040 603

9 478

Современное искусство

774 973 792

2 229

Импрессионисты

743 978 073

1 283

Старые мастера

310 869 600

1 029

Источник: расчеты авторов исследования на основе данных Artprice 

Страны и цены

Для детального анализа стоимости, масштабов и скорости продаж из всех видов произведений был выбран наиболее востребованный — картины маслом. Изучено свыше 500 тысяч работ из мировой базы аукционов за 2005–2015 годы. В выборку вошло 23 страны, в основном европейских. В большинстве из них (Европа, Австралия, Аргентина) полотна уходят с торгов по цене среднего сектора арт-рынка ($10–100 тысяч).

В высоком секторе ($100 тысяч и выше) — США, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания. Средняя стоимость в шести странах, в том числе в России, не переходит рубеж в $10 тысяч.

«Страны, в которых продано наибольшее количество картин, не обязательно имеют самые высокие цены», — отмечается в исследовании. К примеру, в Бельгии средняя стоимость не более $5,5 тысяч, в то время как выставленных лотов достаточно много: 22 123 за 11 лет. Исключением (максимальные показатели и цены и числа произведений) являются США. По количеству также лидируют Франция и Великобритания (95 917 и 95 309, в США – 126 581).

Фактор времени

Оценить скорость продаж и влияющие на нее факторы помогла построенная «модель выживания» (анализ взаимосвязи цены и момента реализации для повторно торгуемых картин — около 30 тысяч наблюдений). По результатам получилось следующее:

 шансы продажи увеличиваются со временем. Доля непроданных полотен начинает существенно сокращаться через год после неудачного выставления. Вероятность, что картина уйдет за год более чем в сто раз превышает перспективу покупки в течение месяца;

 направление в искусстве, к которому принадлежит работа, на скорость продаж не влияет;

 задержавшееся в лотах произведение будет продано быстрее, если упоминается в специализированной литературе, участвовало в выставках, а его автор входит в топ-100 рейтинга Artprice;

 по сравнению с Европой и Америкой, в Азии картины покупают быстрее;

 картины во всех ценовых секторах расходятся приблизительно одинаково: примерно к шестому году количество резко уменьшается, и потом оставшиеся продаются медленнее.
IQ

Авторы исследования:
Людмила Леонова, доцент факультета экономики НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
Анна Новак, старший преподаватель факультета экономики НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
 
Анна Водопьянова, выпускница магистерской программы «Экономика» НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 18 мая, 2018 г.