• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Только 36,5 процентов российских компаний интенсифицируют интеллектуальный капитал

Исследователи Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ разработали подход к анализу стратегий использования интеллектуальных ресурсов. Выяснилось, что только 36,5% российских компаний интенсивно используют свой интеллектуальный капитал. Результаты исследования были опубликованы в журнале Management Decision.

Исследователи провели анализ более 1000 российских публичных компаний за период 2004-2015 гг., чтобы оценить их стратегическое поведение относительно четырех видов интеллектуальных ресурсов, а именно, человеческого, инновационного, организационного и отношенческого капиталов. Эффективное использование данных ресурсов имеет принципиальное значение для конкурентоспособности российской экономики на международной арене.

Авторы предложили схему возможных вариантов стратегий, определяющих интенсификацию одного или нескольких видов интеллектуального капитала. Две крайние позиции среди типов организаций ученые назвали: Generics и Smart. Соответственно, компании Generics не интенсифицируют ни один из рассматриваемых видов интеллектуальных ресурсов, тогда как организации Smart инвестируют в развитие всех направлений. Для проведения эмпирического анализа для каждого вида интеллектуальных ресурсов была подобрана линейка индикаторов, отражающих наделенность компаний именно этим видом. Вся информация была получена из открытых источников данных, что позволило существенно расширить выборку исследования и сделать более объективными оценки наличия интеллектуальных ресурсов у российских компаний. Для выявления определенных типов поведения, то есть стратегических групп, был применен кластерный анализ.

По результатам исследования 63,5% российских компаний являются Generics, т.е. не применяют определенной стратегии относительно интеллектуальных ресурсов. 13,3% организаций относятся к категории Smart, а 23,2% выбирают стратегию интенсивного использования инновационного капитала — Innovators. Примечательно то, что компании, обладающие интеллектуальными ресурсами выше среднего уровня, опережают Generics по производительности труда, рентабельности продаж и экономической добавленной стоимости. Однако, рентабельность активов для всех трех типов стратегий имеет одинаковый уровень. Такие результаты свидетельствуют о том, что пока вложения в интеллектуальный капитал не находят однозначного отражения в экономических результатах деятельности компаний, тем самым снижая стимулы к аккумулированию человеческого, инновационного, организационного и отношенческого капиталов. Это отличает российские организации от тех, которые действуют на более развитых рынках, где вложения в интеллектуальные ресурсы ведут к существенным экономически выгодам.

Полученные результаты позволяют менеджменту компаний задуматься о текущей и желаемой стратегии относительно вложений в интеллектуальные ресурсы в соответствии с краткосрочными и долгосрочными целями организации. Результаты исследования могут быть полезны и для формирования государственной политики, в том числе при выборе критериев государственной поддержки предприятий и формировании образовательных программ, ориентированных на повышение квалификации в области управления интеллектуальными ресурсами.

Исследование было проведено в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

9 августа