• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Трудовые отношения
Сотрудницы-матери зарабатывают меньше, чем их бездетные коллеги. Однако разница сумм невелика — в среднем 4%.
Работа теряет приоритет в списке самых важных сфер жизни, но вовлеченность в нее имеет большое значение.
В условиях экономического кризиса российские компании снижают издержки, увольняя одних сотрудников, и придумывают способы, как заставить других работать больше и лучше за те же или меньшие деньги. Сотрудники кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Вероника Кабалина, Ольга Зеленова и Кира Решетникова проанализировали опыт предприятий, занятых оптимизацией персонала.
Сотрудники компаний, которые слишком заботятся об экономических показателях, склонны меньше внимания уделять запросам клиентов. Между тем, клиентоориентированность бизнеса становится одним из наиболее перспективных трендов в управлении. Аспирант Школы бизнеса и делового администрирования НИУ ВШЭ Ксения Клепнева проанализировала факторы, которые повышают клиентоориентированность персонала фирм в развитых и развивающихся экономиках.
Компании с децентрализованным управлением и топ-менеджерами, нанятыми не «по блату», гораздо эффективнее фирм, где управление сосредоточено в одних руках, а сотрудники найдены «по знакомству». Фирмы, ищущие персонал на конкурентном рынке, чаще и успешнее внедряют инновации, выводят на рынок новые продукты и активнее экспортируют свою продукцию, выяснила научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Ирина Левина.
От степени заинтересованности работников в профессиональной деятельности зависит успех компании. Поэтому важно развивать и поддерживать полезные интересы сотрудников. В то же время стоит учитывать, что профессиональные интересы бывают разных видов, и противоречия между интересами разных групп сотрудников одной и той же организации могут навредить бизнесу, отметила в исследовании доцент факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ Татьяна Лобанова.
Приверженность работника компании зависит от множества факторов. Во время финансовых кризисов и повышения уровня безработицы социальное самочувствие работников ухудшается, что может отрицательно сказываться и на корпоративной приверженности. В то же время, чем большие издержки несет работодатель при увольнении персонала, тем меньше оснований у сотрудников эмоционально держаться за свою работу, выяснила в ходе исследования старший научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ Галина Монусова.
Сотрудники компаний-стартапов должны быть заинтересованы в их процветании морально и материально. Только тогда бизнес будет расти и успешно развиваться. Повышению мотивации работников способствуют не только премии и бонусы, но и участие в капитале компании, признание достижений, профессиональный рост и гибкий график работы. Но главным стимулом является интерес к решению новых задач и гордость за хорошо выполненную работу, выяснила в ходе исследования доцент кафедры общего и стратегического менеджмента НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) Ольга Гапонова.
Во время кризисов российские фирмы предпочитают «замораживать» заработную плату своим сотрудникам, но не снижать ее. Объясняется это высокой инфляцией, которая без формальностей уменьшает реальный размер выплат, а также опасениями работодателя потерять сотрудников, отметил старший преподаватель факультета экономики НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) Александр Ларин в докладе «Нисходящая жёсткость номинальных заработных плат: заслуга профсоюзов или добровольное решение фирм?».
В период кризиса в компаниях вырастает уровень тревоги и неопределенности. Это может быть следствием сокращения персонала, урезания зарплат и отказа от запланированных проектов. Тревога в коллективе снижает эффективность бизнеса и без того испытывающего проблемы на фоне кризиса. Грамотная лидерская стратегия способна разрешить ситуацию, рассказала преподаватель кафедры психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ Екатерина Шаповалова в докладе «Негативная функция лидера».
Российский рынок труда отличается от рынка труда других стран. На экономические спады и кризисы он не отвечает ростом безработицы и быстро восстанавливается. Причина в том, что работодатели проявляют большую гибкость: не увольняют сотрудников, а сокращают им зарплаты и рабочее время. Выступление замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислава Капелюшникова.
Рынок труда не нуждается в гуманитарных компетенциях, более того, будущие работодатели не ждут, что ВУЗы подготовят для них готового специалиста, способного эффективно выполнять свои функции и выстраивать карьеру. Всему этому компании намерены учить вчерашних студентов самостоятельно, отметил Сергей Весманов в докладе «Дефицит гуманитарных компетенций», представленном в НИУ ВШЭ на конференции PIAAC «Ключевые компетенции XXI века: измерения грамотности современного человека»