• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Социология
Один из социальных брендов России – дачи – позволяют изучать жизнь всех слоев российского общества: от состоятельных обладателей вилл до скромных владельцев «фазенд в шесть соток» и участков «под картошку». О феномене дач и ценностях дачников рассказал в журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly» Андрей Трейвиш.
Каждый девятый житель Земли голодает или живет в нищете. Неудивительно, что бедность считается одной из ключевых проблем мирового сообщества. В канун Международного дня борьбы за ликвидацию нищеты эксперты НИУ ВШЭ рассказали о том, как подсчитывают бедняков, почему Нобелевская премия по экономике присуждена за исследования в области благосостояния и бедности, и как методики, созданные нобелевским лауреатом, используются экспертами Высшей школы экономики.
Быть здоровым в России все еще не престижно. Как бы ни продвигали здоровый образ жизни социальная реклама, СМИ и сами медики, россияне по-прежнему пускают болезни на самотек. Более того, нарушения здоровья оказываются психологическим козырем в повседневном общении, способом привлечь к себе внимание. Нужно создать систему поощрений для людей, которые следят за своим здоровьем, и тем самым поддержать престиж самосохранительного поведения, отметил профессор кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Александр Линденбратен.
«Выброшенными» из общества в России оказываются не только маргиналы - алкоголики и наркоманы, но и другие категории граждан, например, бедные и безработные, ВИЧ-инфицированные, инвалиды и люди, находящиеся на попечении государства. Больше всего таких «потерянных» в Калмыкии, Тюменской и Самарской областях, меньше – в Москве, Петербурге и на Северном Кавказе, где не принято родных оставлять в беде, выяснили сотрудники Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ при исследовании рисков социальной эксклюзии в российских регионах.
На судьбу крупного бизнеса в России могут повлиять двойственные жизненные установки наследников нынешних магнатов. С одной стороны, дети предпринимателей имеют отличные стартовые возможности: они образованы и разделяют ценности родителей. С другой стороны, беззаветного трудоголизма от наследников владельцев капиталов ждать не приходится. Они в большей степени гедонисты, чем их родители, и не намерены посвящать развитию бизнеса всю свою жизнь. Уже в середине жизни дети бизнесменов планируют «дрейф» в сторону хобби, отдыха и развлечений. Профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Елена Рождественская впервые изучила умонастроения будущих наследников крупного российского бизнеса.
Россияне считают современное российское общество несправедливым, распределение частной собственности нелегитимным, однако не видят возможностей для изменения ситуации. Главным актором в деле преодоления неравенства и торжества социальной справедливости население считает государство, однако отсутствие видимых изменений может привести к пересмотру этого взгляда, отметила в исследовании старший научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Светлана Мареева.
Низкий уровень образования и доходов родителей может влиять на языковой багаж детей. Отсутствие у родителей времени или желания разговаривать с детьми о сложных вещах сказывается на развитии речи, мешает хорошо учиться в школе, а в перспективе — и преуспеть в жизни. Преодолеть воздействие неблагополучного семейного «бэкграунда» можно. Чтобы обеспечить детям социальный лифт, родителям нужно активнее заниматься с ними, рассказал научный сотрудник лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Кирилл Маслинский.
Содействие государства в трудоустройстве молодежи могло бы помочь раскрыть потенциал вчерашних выпускников и решить актуальную для России проблему утечки мозгов. Но на данный момент в стране нет централизованной системы трудоустройства молодых специалистов, как это было в СССР. Однако действующие законы частично решают эту проблему, отметила в своем исследовании аспирант кафедры управления развитием территорий и регионалистики НИУ ВШЭ Ольга Рахманова.
Дети трудовых мигрантов из Центральной Азии не хотят сохранять свою этническую самоидентификацию: говорить на родном языке, придерживаться своих культурных традиций. Они пытаются дистанцироваться от своих соплеменников и стать полностью местными. Этому способствует как российская школа, так и сами родители, выяснила в ходе исследования старший преподаватель департамента социологии Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ Раиса Акифьева.
Ученые все реже общаются с широкой публикой свысока, все чаще ведут с ней диалог и вовлекают ее в производство научного знания. Жесткие академические иерархии и монополизация научного знания специалистами уходят в прошлое. Идет гибридизация института науки: исследователи активнее сотрудничают с медиа, гражданским обществом и заказчиками научных знаний, отметили в статье доцент кафедры анализа социальных институтов НИУ ВШЭ Роман Абрамов и старший преподаватель этой кафедры Андрей Кожанов.
Ценности и интересы школьников со временем трансформируются. В ходе исследований подростки стараются дать «правильные», социально приемлемые ответы либо же избегают суждений на чувствительные для них темы, что мешает изучать их сознание. Профессор Института образования ВШЭ Катерина Поливанова нашла невербальный ключ к внутреннему миру подростков: в рамках ее исследования детям было предложено сделать ремейк советского фильма о взрослении и взаимоотношениях одноклассников. По отбору эпизодов для картины, спорам вокруг них и новым версиям действий киногероев стало возможно судить о чувствах подростков.
Молодые сотрудники музеев, арт-центров, библиотек, галерей, издательств нередко движутся вверх по карьерной лестнице достаточно быстро. Но такой рост сопряжен с немалыми издержками: рабочий день становится ненормированным, поглощая время отдыха и досуга, а функции работников выходят за пределы, предписанные контрактом. Как бы то ни было, сотрудники учреждений культуры стараются вписываться в предлагаемые обстоятельства, иначе организации будет трудно выжить, выяснила преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Маргарита Кулева, изучившая образ жизни работников «креативной индустрии».