• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Социология
Женщины-выходцы из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии подвержены в России намного большим рискам заражения ВИЧ, чем местное население. В РФ иностранцы по-прежнему вращаются в своей среде, но меняют нормы сексуального поведения, при этом раскрепощение происходит на фоне сложностей доступа к медпомощи и недостаточного внимания к защите от инфекций. Наиболее уязвимы к ВИЧ молодые женщины-мигранты, чьи мужья не придерживаются моногамии и не обследуются у врачей, отметили Виктор Агаджанян и Наталья Зотова в журнале НИУ ВШЭ «Демографическое обозрение».
При выборе профессии российским ученым в первую очередь важна самореализация и удовлетворение своих исследовательских интересов. Материальное вознаграждение в их списке приоритетов стоит на последнем месте. Деньги нужны им только для того, чтобы реализовать свои научные проекты. Мотивы работы в сфере науки проанализировала сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Наталья Шматко в Мониторинге научных кадров высшей квалификации.
Бедность стала своеобразным клеймом для многих людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Опасаясь порицаний общества, они стараются скрывать свои проблемы и не дают возможности государству помочь им, отметила доцент департамента социологии НИУ ВШЭ Ольга Симонова в статье «Стыд и бедность: последствия для социальной политики».
Общие интересы и географическая близость – вот основные факторы формирования дружбы в социальных сетях студентов российских вузов. Онлайн-общение наиболее активно используют одногруппники, имеющие похожую успеваемость. При этом материальный статус учащихся особой роли не играет, выяснили научный сотрудник Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Олег Польдин и старший преподаватель кафедры экономической теории и эконометрики НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) Екатерина Креховец.
Россияне хотели бы, чтобы ценности достижения и богатства были более значимы для их детей, чем для них самих. Этому способствуют реалии и нормы современной жизни, отметили в ходе исследования процессов внутрисемейной трансляции ценностей сотрудники Лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ Максим Руднев и Александра Савелькаева.
Мания стройности и фобия полноты, одержимость собственным телом, постоянная рефлексия по поводу своего внешнего вида, следование идеалам «фотомодельной» стройности – таковы особенности телесной культуры общества потребления, транслируемой в молодежной среде, выяснили сотрудники Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Яна Крупец и Надежда Нартова.
В странах бывшего соцлагеря в Восточной и Центральной Европе некоммерческие организации (НКО) пока так и не стали драйвером общественного развития. Население неохотно поддерживает НКО, по-прежнему во многом полагаясь на государство. В свою очередь, общественные организации работают недостаточно профессионально, не располагают необходимыми ресурсами и пока не научились обеспечивать себе массовую поддержку, отметил в своем докладе ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Владимир Беневоленский.
Статус гражданина значим для российской молодежи. Но гражданские права пока не стали одной из приоритетных ценностей молодых. Во многом это объясняется низким уровнем доверия институтам и отсутствием видимости перспектив что-либо изменить на общественном уровне. Это демонстрируют результаты исследования гражданской идентичности молодежи Центра молодежных исследований (ЦМИ) НИУ ВШЭ.
Современные гастрономические практики кардинально трансформировались и выступают в качестве маркеров многих социальных процессов. Стиль питания отражает отношение к собственному телу, образ жизни, а также атмосферу семейных отношений. Об этом книга философа, писателя, доцента факультета политологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Ирины Сохань «Трансформации современной гастрономической культуры и тоталитет фастфуда»
Установки в отношении семейных и сексуальных норм на территории бывшего СССР сильно разнятся. На страновом уровне это обусловлено экономическим развитием и уровнем религиозности. На индивидуальном одним из значимых факторов является возраст. Наиболее либеральны на постсоветском пространстве люди среднего возраста. К таким выводам в ходе своего исследования пришли сотрудники Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ, Санкт-Петербург) Софья Лопатина, Вероника Костенко и Эдуард Понарин.
Этнические русские, живущие в Латвии и Литве, осознают свою общность, чтут русскую культуру, но родным домом считают не Россию, а страны проживания. Это касается даже тех русскоговорящих жителей Прибалтики, которые родились за пределами этих республик, отметили в исследовании, опубликованном в журнале НИУ ВШЭ «Мир России: социология, этнология», Арвидас Виргилиюс Матулионис и Моника Фреюте-Ракаускене.
Чем выше у жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области уровень образованности, тем более выражена у них склонность считать себя европейцами. Европейская самоидентификация также связана с исторической памятью, пришли к выводу в ходе исследования доцент департамента политической науки факультета социальных наук НИУ ВШЭ Игорь Окунев и сотрудник лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ Алексей Доманов