• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Психология

Абстрактное отцовство

Почему этот институт меняется так медленно

Свобода, а не принуждение

Что помогает человеку быть ответственным
5 февраля

Ментальность выживальщиков

Как память об исторических травмах передается из поколения в поколение

Гормон правосудия

Как уровень тестостерона губернаторов связан со строгостью судебных решений

Публикации

A cross-cultural study of the mediating role of implicit theories of innovativeness in the relationship between values and attitudes towards innovation

В статье представлены результаты кросс-культурного исследования опосредующей роли имплицитных теорий инновативности в связи ценностей и отношения к инновациям. Выборка включала в себя представителей более модернизированной (русской) и более традиционных (чеченцы, ингуши, тувинцы) культурных групп, проживающих на территории России. Общий объем выборки - 793 респонденты, из которых 399 - русские, проживающие в Москве и в Новокузнецке, 194 - чеченцы и ингуши, проживающие на Северном Кавказе, и 200 - тувинцы, проживающие в республике Тува. Респонденты заполняли опросник, включающий в себя измерения индивидуальных ценностей Ш. Шварца (SVS-57), шкалу установок по отношению к инновациям (Лебедева, Татарко, 2009), и адаптированный список прилагательных (Runco et al., 1993), направленных на измерение имплицитных теорий инновативности.

Исследование показало, что на российской выборке представления об инноваторе (имплицитные теории инновативности, или ИТИ) образуют два связанных фактора – индивидуальные ИТИ (например, интеллект, активность, смелость) и социальные ИТИ (например, честность, доверие). Было выявлено, что в более модернизированной группе позитивное влияние на установки по отношению к инновациям оказывают социальные ИТИ, тогда как в более традиционной - индивидуальные ИТИ. Влияние индивидуальных ценностей было ожидаемым: ценности сохранения имеют негативный, а ценности открытости изменениям – позитивный эффект на отношение к инновациям. При этом эффект медиации ИТИ значим только в случае с ценностями сохранения, но не открытости изменениям. Опосредующий эффект ИТИ имеет культурную специфику: в выборке представителей более традиционных культур медиация идет через индивидуальные ИТИ и усиливает негативное влияние ценностей сохранения, тогда как в выборке представителей более модернизированных культур она идет через социальные ИТИ и нейтрализует прямой негативный эффект ценностей сохранения. Возможные объяснения такой культурной специфики в роли имплицитных теорий инновативности обсуждаются в статье.

… 
Grigoryan L., Lebedeva N., Breugelmans S.
Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49. No. 2. P. 336-352.
1 июня 2015

Different answers to different audiences: effects of social context on the accuracy-informativeness trade-off

Research on conversational exchanges shows that people attempt to optimise their responses’ relevance when they definitely know the correct answer (e.g., “What time is it?”). However, such certainty is often unavailable while speakers may still be under social pressure to provide an answer. We investigated how social context influences the informativeness level when answering questions under uncertainty. In three experiments, participants answered difficult general-knowledge questions placed in different social contexts (formal vs. informal). Participants generated their answers, then they were presented with a given context, and decided on the number of alternative responses they wanted to provide (single, with one alternative vs. plural, with several alternatives) and whether the answer should be reported or withheld (report option). Participants reported more answers in the informal context. In the formal context, single answers were preferred, and they were more frequently reported. We conclude that social context influences the level of informativeness in a conversation, affecting achievable accuracy. Our results also show the joint influence of the confidence and the social context on willingness to share information.

… 
Martín-Luengo B., Shtyrov Y., Luna K. et al.
Memory. 2018. P. 1-15.
27 января 2018

Friendly Home and Inhabitants' Morality: Mutual Relationships

Изучается взаимоное влияние дружественной домашней среды и моральных мотивов обитателей.

… 
Nartova-Bochaver Sofya K., Kusnetsova V. B.
Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 8. P. 2348-2348.
23 декабря 2017

Grade expectations: Rationality and overconfidence

Confidence and overconfidence are essential aspects of human nature, but measuring (over)confidence is not easy. Our approach is to consider students' forecasts of their exam grades. Part of a student's grade expectation is based on the student's previous academic achievements; what remains can be interpreted as (over)confidence. Our results are based on a sample of about five hundred second-year undergraduate students enrolled  in a statistics course in Moscow. The course contains three exams and each student  produces a forecast for each of the three exams. Our models allow us to estimate overconfidence quantitatively. Using these models we find that students' expectations are not rational  and that most students are overconfident, in agreement with the general literature. Less obvious is that overconfidence helps: given the same academic achievement students with larger confidence obtain higher exam grades. Female students are less overconfident  than male students, their forecasts are more rational, and they are also faster learners in the sense that they adjust their expectations more rapidly.  

… 
Magnus J. R., Peresetsky A.
Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 8. P. 1-10.

Russian adaptations of General and Personal Belief in a Just World Scales: Validation and Psychometric Properties

В исследовании были проверены русские версии Общей и личной веры в справедливый мир (ВСМ). Результаты эксплораторного и конфирматорного факторного анализа показали, что личная ВСМ может быть эмпирически дифференцирована от общей ВСМ; однако обе шкалы коррелируют положительно. Была продемонстрирована хорошая внутренняя согласованность обеих шкал. Возраст положительно коррелирует с личной ВСМ, но не с общей ВСМ. Гендерные различия не были выявлены ни в одной из шкал. Личная ВСМ сильнее, чем общая ВСМ. Конвергентная валидность проверялась путем проверки соотношения ВСМ весы с базисными установками. Дивергентная валидность была изучена путем  корреляций с маркерами Большой пятерки и чувствительностью к справедливости. Как личная, так и общая ВСМ показала позитивные связи со всеми субшкаламибазисных установок (ценность Я, благосклонность мира, справедливость, удача и контроль). Мы продемонстрировали дивергентную валидность личной ВСМ относительно интеллекта, экстраверсии, добросовестности, бенефициара и нарушителя, и дивергентную валидность общей ВСМ в отношении интеллекта, чувствительности бенефициара, нарушителя и свидетеля. Оба измерения BJW не связаны с чувствительностью бенефициара и нарушителя. Кроме того, общая ВСМ не связана с чувствительностью свидетеля. Результаты свидетельствуют об удовлетворительных психометрических свойствах и успешной валидации русской версии шкалы ВСМ.

Ссылка для чтения: http://rdcu.be/C2fb

… 
Nartova-Bochaver Sofya, Donat M., Astanina N. et al.
Social justice research. 2018. Vol. 31. No. 1. P. 61-84.
15 декабря 2017

The (limited) effect of emotional arousal in the regulation of accuracy in eyewitness memory

Witnesses encoding a crime are likely to feel negative emotions with high arousal, e.g., anxiety or fear. Negative emotions improve memory for central information and impair memory for peripheral information. In this study we explored the effects of emotional arousal and type of information in the regulation of accuracy. The regulation of accuracy allows participants to maximize accuracy, for example, by deciding on the number of alternatives in their response (the plurality option). Participants were induced with high -and low arousal negative emotions and then shown a slideshow of a crime. Afterwards, they answered questions about central and peripheral contents of the event. Questions followed the basic plurality option procedure. First, participants selected one alternative (single answer); second, they selected three alternatives (plural answer); and, finally, they decided on reporting either the single or the plural answer. Results showed successful manipulation of arousal, and that the regulation of accuracy led to a greater increase in accuracy for peripheral than for central information, but no differences depending on the level of arousal. We also identified two factors that increased accuracy in the plurality option: the ability to discard answers with low chances of being correct and the addition of answers with higher chances of being correct. Either one, or both, can increase witness accuracy. 

… 
Psicológica. 2018. Vol. 39. P. 1-24.
5 февраля 2018

Видео

Екатерина Чурахина "Удовлетворенность жизнью"

24 мая, 2017 г.

Журналы

Книги

Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей

Подавляющее число психологических исследований сосредоточено на том, как люди решают задачи и справляются с проблемами и трудностями, но не на том, как и зачем они их создают. А ведь то, как конкретный человек справляется с проблемами и каковы вообще возможные пути совладания с ними, в значительной степени зависит от существа, природы этих трудностей, в том числе от того, как и с какими целями данные трудности и проблемы созданы.
В книге рассматриваются особенности происхождения и осуществления деятельности по созданию трудностей и проблем. Подробно обсуждаются три основных типа трудностей, которые люди создают друг для друга: деструктивные трудности, нацеленные на нанесение ущерба (в условиях жесткого противоборства и конкуренции); конструктивные трудности, нацеленные на помощь в развитии другого субъекта (например, обучающие трудности в разных областях); диагностирующие трудности, предназначенные для исследования возможностей другого субъекта (тесты, контрольные задания, неформальные испытания и т.д.). Предлагается новое исследовательское поле — компликология: изучение создания трудностей, их целей, особенностей осуществления, ответных реакций на них и особенностей совладания с ними.
Для психологов, социологов, педагогов и специалистов смежных областей.
 
… 

Антипсихиатрия: социальная теория и социальная практика

Антипсихиатрия — детище бунтарской эпохи 1960-х годов. Сформировавшись на пересечении психиатрии и философии, психологии и психоанализа, критической социальной теории и теории культуры, это движение выступало против принуждения и порабощения человека обществом, против тотальной власти и общественных институтов, боролось за подлинное существование и освобождение. Антипсихиатры выдвигали радикальные лозунги — «Душевная болезнь — миф», «Безумец — подлинный революционер» — и развивали революционную деятельность. Под девизом «Свобода исцеляет!» они разрушали стены психиатрических больниц, организовывали терапевтические коммуны и антиуниверситеты. Что представляла собой эта радикальная волна, какие проблемы она поставила и какие итоги имела — на все эти вопросы и пытается ответить настоящая книга. Она для тех, кто интересуется историей психиатрии и историей культуры, социально-критическими течениями и контркультурными проектами, для специалистов в области биоэтики, истории, методологии, эпистемологии науки, социологии девиаций и философской антропологии.
… 

“Я” в персонологической перспективе

В книге доктора психологических наук, ординарного профессора НИУ ВШЭ, лауреата премии “Золотая Вышка — 2011” (в номинации “Достижения в науке”), члена-корреспондента РАО В.А. Петровского представлена модель рефлексивного синтеза категорий общей персонологии: организм → индивид → я → личность → человек. Давая оригинальную трактовку каждой из категорий, автор знакомит читателя с собственными моделями логико-математической интерпретации активности человека. Среди них: метаимпликативная модель мотивации выбора, трансактная модель саморегуляции, импульсная модель экзистенциального выбора, модель состоятельности, модель гедониста, модель семи пространств существования личности, булева модель смысловых миров, “алгебра когито”, модель “значимых других во мне” и др. Логико-философские и психолого-математические исследования автора находят свое развитие в “персоно-логике”, объединяющей в себе теоретические и практико-ориентированные разработки в области персонологии — “науки личности”.
Книга будет интересна профессиональным психологам, философам, логикам, математикам, экспертам по междисциплинарным исследованиям, а также магистрам, аспирантам, преподавателям психологических дисциплин. … 

Прикладная психология в бизнес-организациях: методы фасилитации

Представлены организационные основы одной из наиболее динамично развивающихся областей психологии – прикладной психологии в бизнес-организациях. Впервые описано новое направление прикладной психологии, обозначенное как методы и техники процесса фасилитации. Издание представляет собой хорошо организованную методическую базу для решения консультативных вопросов и тренинговой работы в бизнес-организациях. Это одно из первых учебных пособий, где систематически изложены и подробно описаны весьма востребованные в корпоративных сообществах технологии обучения методам фасилитации больших групп.

Для студентов факультетов психологии, социологии, менеджмента и других гуманитарных специальностей.

Допущено Учебно-методическим объединениемпо классическому университетскому образованиюв качестве учебного пособия для студентов вузов.

… 

Дополнительные материалы

Метод мозгового штурма и его модификации

Надежда Львовна ТитоваМосква, 2004 Принципы метода "мозгового штурма": Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений. Обеспечение максимальной свободы участникам предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных); полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.); Тщательное формирование состава участников определение численности; по специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены; психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров); по квалификации (высокий и примерно равный уровень) иногда введение "рыжего"; Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь"; Огромная роль "ведущего"и демократический стиль руководства: создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы; умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод). Выводы: Метод мало формализован. Нагрузочность и конфликтность. Результаты чрезвычайно сильно зависят от подготовки и проведения. Морфологический метод и метод анализа круга проблем. Методы состоят в разложении исходной проблемы на компоненты или возникающие проблемы, а затем в их последующей разбивке на альтернативные способы реализации. Затем составляются все возможные варианты сочетаний. Для каждого из них или лишь для наиболее перспективных вариантов составляется соответствующий проект. Метод аналогий Идея метода состоит в вычленении возникшей проблемы и попытке ее решения с помощью идей из других сфер жизни и науки. Одно время метод применялся настолько успешно, что на его основе родилась целая наука - синектика. Ее область, занимающаяся заимствованием технических идей в биологии называется бионикой. Для использования метода аналогий необходимо: а) вычленить причину затруднений; б) предельно формализовать ее до уровня, воспринимаемого специалистами из других областей; в) описать цели будущего решения и объективные ограничения; г) выделить область жизни или науки, в которой могут быть близкие по своему смыслу решения; д) подобрать команду специалистов из выбранной области; е) организовать и провести мозговой штурм; ж) интерпретировать для исходной области полученные варианты решений; з) выбрать из них реализуемые и наиболее эффективные. Случайный импульс Наш мыслительный аппарат функционирует в виде самоукрупняющейся запоминающей системы. Объем внимания отличается ограниченностью и ассоциативностью. Т.е. при одновременном поступлении в мозг двух сигналов при специально созданных условиях между ними должна установиться некая логическая цепочка, которая может существенно изменить восприятия каждого из сигналов. Основные приемы для ускорения этого процесса: объединение множества людей; посещение мест, где много случайных вещей (магазин, выставка, библиотека и т.д.); сознательное объединение ранее несвязанных мыслей, например, с помощью случайных слов-подсказок Метод «635» Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут. Затем листки с их мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов. Метод модераций Участники заполняют по три карточки с кратким описанием имеющихся проблем (анонимно). Модератор тасует полученные карточки и по очереди оглашает их содержание, предлагая отнести их к определенным группам. Если мнения участников расходятся, окончательное решение принадлежит автору данной карточки. В результате все проблемы оказываются разбиты на группы (кластеры). Обсуждается каждый из кластеров. Предлагаются следующие возможности: исключение (включение) из него каких-либо проблем, разбиение на несколько более мелких групп или, наоборот, их укрупнение. Разрабатывается общее наименование кластеров. Определяется их относительная важность. Модификации процедуры проведения мозгового штурма Метод индивидуального мозгового штурма Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса - 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. Недостаток - отсутствие синергического эффекта. Преимущество - оперативность и экономия на людях. Письменный мозговой штурм. Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергического эффекта, продолжительность процесса. Метод прямого мозгового штурма. В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников. Метод массового мозгового штурма. Используется для решения глобальных проблем. Создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части. Затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма. Следующий этап - сбор руководителей групп и обсуждение всех идей. Метод двойного (парного) мозгового штурма Введение критики идей. Этапы: прямой мозговой штурм, обсуждение, продолжение выдвижения идей. Метод мозгового штурма с оценкой идей Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение участвовать в методе мозгового штурма. Этапы: генерация идей, ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов, выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков, обсуждение с мини-штурмами, сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков, индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование. Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинства: снятие эффекта «единого мозга», возможность организовать конструктивную критику. Обратный мозговой штурм. Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа - срыв всего процесса. Следовательно, самое важное - убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма - максимальное выявление всех недостатков. Этапы: составление списка существующих, потенциальных и возможных в будущем недостатков с помощью мозгового штурма; их ранжирование. Метод корабельного совета. Высказывания проводятся в соответствии с иерархией. Недостатки: при возникновении идеи после своей очереди ее нельзя высказать. Метод конференции идей. Это метод мозгового штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол. См. также: АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ КЛЮЕВ КОЛОНКА РЕДАКТОРА Университетское управление. 2003.  № 1(24). С. 3.  [Статья] WARREN BENNIS, HERBERT A. SHEPARD Беннис У., Шепард Г. Теория группового развития // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 142-161 [Статья] АРКАДИЙ ИЛЬИЧ ПРИГОЖИН Методы развития организаций [Книга] Small groups and work teams: Small group and self- directed work teams [Интернет-ресурс] НАДЕЖДА ЛЬВОВНА ТИТОВА Классификации УР [Книга] НАДЕЖДА ЛЬВОВНА ТИТОВА Воздействие личности на процесс разработки и принятия решений [Книга] Fun team building with Larry Lipman/Программы и опыт командообразования тренера Л.Липмана (США) [Интернет-ресурс] Все публикации на ту же тему>>    
15 февраля, 2017 г.