• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Психология

Пережить культурный шок

Что помогает иностранным студентам в адаптации за рубежом
22 ноября

Неизмеримая твердость характера

Что такое «грит» и почему его пора переосмыслить
29 августа

Почему полезно думать о смерти

Ученые выяснили, как открытость опыту влияет на ценностные установки
16 августа

Публикации

The role of leadership in the relationship between collective organizational efficacy and collective work engagement

Данное исследование анализирует эффект медиации транзакционного и трансформационного лидерства во взаимосвязи между коллективной  организационной эффективностью и коллективной вовлеченностью в работу. Данные были собраны среди 86 сотрудников девяти итальянских компаний, работающих в секторе пищевых продуктов и напитков. Опросник включал три шкалы: а) коллективная организационная эффективность (Bohn, 2010); б) коллективная вовлеченность в работу (Schaufeli & Bakker, 2003); в) Многофакторный опросник лидерства (MLQ) (Bass, Avolio, 1995). Результаты обнаружили положительную связь между компонентом транзакционного лидерства – зависимые вознаграждения – и коллективной вовлеченностью в работу. Также положительная связь была найдена между коллективной вовлеченностью в работу и тремя компонентами трансформационного лидерства – интеллектуальное стимулирование, идейное влияние (поведенческое) и идейное влияние (личностное). Результаты подтвердили эффект медиации зависимых вознаграждений и трансформационного лидерства во взаимосвязи между коллективной организационной эффективностью и коллективной вовлеченностью в работу. В статье обсуждается практическое применение полученных результатов, а также направления дальнейших исследований.

… 
Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2018.
22 января 2017

Адаптация инструментария социально-психологического исследования на выборке людей, пребывающих в бедности

Данная статья представляет описание процесса адаптации инструментария исследования, посвященного изучению взаимосвязи между различными измерениями бедности и индивидуально-психологическими характеристиками личности, на выборке людей, пребывающих в бедности. Процесс адаптации был выполнен в три этапа и включил в себя: (1) перевод ранее неадаптированных методик на русский язык, (2) проведение когнитивных интервью с людьми, пребывающими в бедности, (3) внесение изменений в инструментарий на основе данных, полученных в ходе когнитивных интервью. Перевод был выполнен методом прямого и обратного перевода, а также командного перевода (committee approach). Когнитивные интервью были проведены методом последовательных проб с использованием как написанных заранее, так и спонтанных вопросов. В работе также приводятся данные проверки методик на надежность (Альфа Кронбаха), и коэффициенты конгруэнтности Такера, свидетельствующие об эквивалентности методик в выборках бедных (N=162) и небедных (N=188) людей. В заключении сформулированы рекомендации исследователям-психологам, работающим или планирующим работать с труднодоступными выборками.  

… 
Полуэктова О. В., Ефремова М. В.
Социальная психология и общество. 2018.

Опросник когнитивной флексибильности (CFI): адаптация на русскоязычной выборке

Проверялось предположение о соответствии оригинальной структуры опросника когнитивной флексибильности (Cognitive Flexibility Inventory, CFI ) эмпирическим данным, полученным на русскоязычной выборке студентов (N = 298). Опросник позволяет измерять тип когнитивной флексибильности, необходимый для актуализации и реструктурирования неадаптивных мыслей более рациональным и сбалансированным мышлением. Были получены результаты, свидетельствующие об удовлетворительных психометрических характеристиках оригинальной версии опросника, переведенной на язык адаптации. По данным конфирматорного факторного анализа исходная, задаваемая ключом структура опросника слабо согласуется с эмпирическими данными. Последующая факторизация пунктов опросника на данных русскоязычной выборки позволила уточнить число факторов и входящих в них пунктов. Была воспроизведена двухфакторная модель опросника, как у авторов-разработчиков, однако с некоторыми трансформациями пунктов в шкалах измерения. Структура русскоязычной версии опросника (CFI-R) продемонстрировала высокую внутреннюю согласованность и умеренную тест-ретестовую надежность в промежутке 7 недель. Выявлена зависимость измеряемых шкалами опросника аспектов когнитивной флексибильности от пола испытуемых. Проведенное исследование показало, что русскоязычная версия опросника когнитивной флексибильности соответствует психометрическим требованиям, предъявляемым к исследовательским методикам, и может быть использована для исследования когнитивной флексибильности студентов. Определены перспективы для дальнейшего изучения диагностических возможностей методики как в исследовательских, так и в прикладных целях.

… 
Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 71-85.
12 ноября 2017

Референциальные объекты в структуре интент-анализа онлайн-комментирования политических новостей

В статье представлены итоги изучения особенностей использования референциальных объектов в процессе онлайн-комментирования политических новостей на информационных ресурсах ИноСМИ.ru (http://inosmi.ru/), газета.ru (https://www.gazeta.ru/), Полит.Ру (http://www.polit.ru/) за 2015 год.

В процессе исследования проанализировано 302 статьи с комментариями (26975 комментариев). Основной метод исследования - количественный интент-анализ Т.Н. Ушаковой и Н.Д. Павловой на основе модифицированного словаря для конфликтного политического дискурса. Данный модифицированный словарь предполагает классификацию и объединение интенций в «коммуникативные блоки» (на основе типологии М.Ю. Олешкова: информативно-воспроизводящий блок, эмотивно-консолидирующий блок, манипулятивный блок, волюнтивно-директивный блок, контрольно-реактивный блок), что позволяет в процессе анализа сосредоточить внимание на базовых коммуникативных задачах участников дискуссии.

В итоге проведенного исследования выяснилось, что доминирующим референциальным объектом онлайн-дискуссий политической направленности являются другие комментаторы. При этом каждый референциальный объект сопряжен с решением определенными коммуникативных задач участников виртуальной дискуссии. Другими участниками дискуссии виртуальные дискутанты желают манипулировать, «третьей стороне» предлагают собственную точку зрения на окружающую реальность, авторов политических материалов критично оценивают, а себя утверждают на используемом дискуссионном поле.

… 
Радина Н. К., Кудрявцева Е. Н.
Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2018.
27 октября 2017

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата

Учебник включает примеры из жизни и исследовательской практики, описывает классические и современные научные теории. В нем рассматриваются эффекты и механизмы социального познания, коммуникации и взаимодействия. Анализируются процессы, которые происходят в межличностном общении, групповой жизни и межгрупповых отношениях.

… 
М.: Юрайт, 2018.
19 ноября 2017

«Триада Роджерса»: качества личности или коммуникативные процессы?

В современной психологии имеется достаточное количество эмпирических исследований, посвященных изучению взаимосвязей между элементами «триады Роджерса» (безусловным позитивным принятием, эмпатическим пониманием и конгруэнтным самовыражением) и отдельными «чертами личности» (например, входящими в так называемую «большую пятерку личностных качеств» - экстраверсией, дружелюбием, сознательностью, эмоциональной стабильностью и открытостью опыту). Данные исследования (при всей их общепсихологической ценности) недостаточно адекватны представлениям человекоцентрированного подхода о человеке и его становлении: авторы исследований рассматривают и терапевтические установки и «черты личности» как статичные диспозиции, тогда как для К. Роджерса человек не существует в статике, предстает как процесс становления, постоянного изменения, самоактуализации. Авторы статьи на теоретическом уровне интегрируют концепцию К. Роджерса о личных установках клиентоцентрированного психотерапевта с общепсихологической концепцией личности, в которой делается акцент на двух противоположных процессах актуалгенеза личности - персонализации и персонификации (Орлов, 1995, 2002). Предметом рассмотрения авторов статьи является взаимосвязь личных установок клиентоцентрированного психотерапевта с указанными процессами актуалгенеза личности. Более того, важным аспектом двух данных процессов является то, что они (подобно элементам «триады Роджерса) реализуются в контексте межличностного взаимодействия, принимающего, соответственно, форму либо персонализирующего, либо персонифицирующего общения. Проведенный теоретический анализ показывает, что процесс самоактуализации соотносим с процессом персо-нификации личности, а психотерапевтическое общение – с персонифицирующим общением, а «триада Роджерса», являясь совокупностью необходимых и достаточных условий позитивных личностных изменений как клиента, так психотерапевта, локализована не в личности психотерапевта, а в самом их терапевтическом (персонифицирующем) взаимодействии (общении). Авторы формулируют следующие эмпирические гипотезы: 1) степень выраженности личных установок, составляющих «триаду Роджерса» и у клиента, и у психотерапевта значимо разнится до и после (вне и внутри) психотерапевтического (персонифицирующего) общения (изменения образуют позитивный тренд); 2) степень выраженности личных установок, составляющих «триаду Роджерса» и у клиента, и у психотерапевта значимо разнится до и после (вне и внутри) контр-терапевтического (персонализирующего) общения (изменения образуют негативный тренд).

… 
Крючков К. С., Орлов А. Б.
Вопросы психологии. 2018. № 1.
24 июля 2017

Видео

Екатерина Чурахина "Удовлетворенность жизнью"

Журналы

Книги

Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей

Подавляющее число психологических исследований сосредоточено на том, как люди решают задачи и справляются с проблемами и трудностями, но не на том, как и зачем они их создают. А ведь то, как конкретный человек справляется с проблемами и каковы вообще возможные пути совладания с ними, в значительной степени зависит от существа, природы этих трудностей, в том числе от того, как и с какими целями данные трудности и проблемы созданы.
В книге рассматриваются особенности происхождения и осуществления деятельности по созданию трудностей и проблем. Подробно обсуждаются три основных типа трудностей, которые люди создают друг для друга: деструктивные трудности, нацеленные на нанесение ущерба (в условиях жесткого противоборства и конкуренции); конструктивные трудности, нацеленные на помощь в развитии другого субъекта (например, обучающие трудности в разных областях); диагностирующие трудности, предназначенные для исследования возможностей другого субъекта (тесты, контрольные задания, неформальные испытания и т.д.). Предлагается новое исследовательское поле — компликология: изучение создания трудностей, их целей, особенностей осуществления, ответных реакций на них и особенностей совладания с ними.
Для психологов, социологов, педагогов и специалистов смежных областей.
 
… 

Антипсихиатрия: социальная теория и социальная практика

Антипсихиатрия — детище бунтарской эпохи 1960-х годов. Сформировавшись на пересечении психиатрии и философии, психологии и психоанализа, критической социальной теории и теории культуры, это движение выступало против принуждения и порабощения человека обществом, против тотальной власти и общественных институтов, боролось за подлинное существование и освобождение. Антипсихиатры выдвигали радикальные лозунги — «Душевная болезнь — миф», «Безумец — подлинный революционер» — и развивали революционную деятельность. Под девизом «Свобода исцеляет!» они разрушали стены психиатрических больниц, организовывали терапевтические коммуны и антиуниверситеты. Что представляла собой эта радикальная волна, какие проблемы она поставила и какие итоги имела — на все эти вопросы и пытается ответить настоящая книга. Она для тех, кто интересуется историей психиатрии и историей культуры, социально-критическими течениями и контркультурными проектами, для специалистов в области биоэтики, истории, методологии, эпистемологии науки, социологии девиаций и философской антропологии.
… 

“Я” в персонологической перспективе

В книге доктора психологических наук, ординарного профессора НИУ ВШЭ, лауреата премии “Золотая Вышка — 2011” (в номинации “Достижения в науке”), члена-корреспондента РАО В.А. Петровского представлена модель рефлексивного синтеза категорий общей персонологии: организм → индивид → я → личность → человек. Давая оригинальную трактовку каждой из категорий, автор знакомит читателя с собственными моделями логико-математической интерпретации активности человека. Среди них: метаимпликативная модель мотивации выбора, трансактная модель саморегуляции, импульсная модель экзистенциального выбора, модель состоятельности, модель гедониста, модель семи пространств существования личности, булева модель смысловых миров, “алгебра когито”, модель “значимых других во мне” и др. Логико-философские и психолого-математические исследования автора находят свое развитие в “персоно-логике”, объединяющей в себе теоретические и практико-ориентированные разработки в области персонологии — “науки личности”.
Книга будет интересна профессиональным психологам, философам, логикам, математикам, экспертам по междисциплинарным исследованиям, а также магистрам, аспирантам, преподавателям психологических дисциплин. … 

Прикладная психология в бизнес-организациях: методы фасилитации

Представлены организационные основы одной из наиболее динамично развивающихся областей психологии – прикладной психологии в бизнес-организациях. Впервые описано новое направление прикладной психологии, обозначенное как методы и техники процесса фасилитации. Издание представляет собой хорошо организованную методическую базу для решения консультативных вопросов и тренинговой работы в бизнес-организациях. Это одно из первых учебных пособий, где систематически изложены и подробно описаны весьма востребованные в корпоративных сообществах технологии обучения методам фасилитации больших групп.

Для студентов факультетов психологии, социологии, менеджмента и других гуманитарных специальностей.

Допущено Учебно-методическим объединениемпо классическому университетскому образованиюв качестве учебного пособия для студентов вузов.

… 

Дополнительные материалы

Метод мозгового штурма и его модификации

Надежда Львовна ТитоваМосква, 2004 Принципы метода "мозгового штурма": Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений. Обеспечение максимальной свободы участникам предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных); полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.); Тщательное формирование состава участников определение численности; по специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены; психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров); по квалификации (высокий и примерно равный уровень) иногда введение "рыжего"; Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь"; Огромная роль "ведущего"и демократический стиль руководства: создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы; умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод). Выводы: Метод мало формализован. Нагрузочность и конфликтность. Результаты чрезвычайно сильно зависят от подготовки и проведения. Морфологический метод и метод анализа круга проблем. Методы состоят в разложении исходной проблемы на компоненты или возникающие проблемы, а затем в их последующей разбивке на альтернативные способы реализации. Затем составляются все возможные варианты сочетаний. Для каждого из них или лишь для наиболее перспективных вариантов составляется соответствующий проект. Метод аналогий Идея метода состоит в вычленении возникшей проблемы и попытке ее решения с помощью идей из других сфер жизни и науки. Одно время метод применялся настолько успешно, что на его основе родилась целая наука - синектика. Ее область, занимающаяся заимствованием технических идей в биологии называется бионикой. Для использования метода аналогий необходимо: а) вычленить причину затруднений; б) предельно формализовать ее до уровня, воспринимаемого специалистами из других областей; в) описать цели будущего решения и объективные ограничения; г) выделить область жизни или науки, в которой могут быть близкие по своему смыслу решения; д) подобрать команду специалистов из выбранной области; е) организовать и провести мозговой штурм; ж) интерпретировать для исходной области полученные варианты решений; з) выбрать из них реализуемые и наиболее эффективные. Случайный импульс Наш мыслительный аппарат функционирует в виде самоукрупняющейся запоминающей системы. Объем внимания отличается ограниченностью и ассоциативностью. Т.е. при одновременном поступлении в мозг двух сигналов при специально созданных условиях между ними должна установиться некая логическая цепочка, которая может существенно изменить восприятия каждого из сигналов. Основные приемы для ускорения этого процесса: объединение множества людей; посещение мест, где много случайных вещей (магазин, выставка, библиотека и т.д.); сознательное объединение ранее несвязанных мыслей, например, с помощью случайных слов-подсказок Метод «635» Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут. Затем листки с их мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов. Метод модераций Участники заполняют по три карточки с кратким описанием имеющихся проблем (анонимно). Модератор тасует полученные карточки и по очереди оглашает их содержание, предлагая отнести их к определенным группам. Если мнения участников расходятся, окончательное решение принадлежит автору данной карточки. В результате все проблемы оказываются разбиты на группы (кластеры). Обсуждается каждый из кластеров. Предлагаются следующие возможности: исключение (включение) из него каких-либо проблем, разбиение на несколько более мелких групп или, наоборот, их укрупнение. Разрабатывается общее наименование кластеров. Определяется их относительная важность. Модификации процедуры проведения мозгового штурма Метод индивидуального мозгового штурма Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса - 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. Недостаток - отсутствие синергического эффекта. Преимущество - оперативность и экономия на людях. Письменный мозговой штурм. Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергического эффекта, продолжительность процесса. Метод прямого мозгового штурма. В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников. Метод массового мозгового штурма. Используется для решения глобальных проблем. Создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части. Затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма. Следующий этап - сбор руководителей групп и обсуждение всех идей. Метод двойного (парного) мозгового штурма Введение критики идей. Этапы: прямой мозговой штурм, обсуждение, продолжение выдвижения идей. Метод мозгового штурма с оценкой идей Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение участвовать в методе мозгового штурма. Этапы: генерация идей, ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов, выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков, обсуждение с мини-штурмами, сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков, индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование. Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинства: снятие эффекта «единого мозга», возможность организовать конструктивную критику. Обратный мозговой штурм. Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа - срыв всего процесса. Следовательно, самое важное - убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма - максимальное выявление всех недостатков. Этапы: составление списка существующих, потенциальных и возможных в будущем недостатков с помощью мозгового штурма; их ранжирование. Метод корабельного совета. Высказывания проводятся в соответствии с иерархией. Недостатки: при возникновении идеи после своей очереди ее нельзя высказать. Метод конференции идей. Это метод мозгового штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол. См. также: АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ КЛЮЕВ КОЛОНКА РЕДАКТОРА Университетское управление. 2003.  № 1(24). С. 3.  [Статья] WARREN BENNIS, HERBERT A. SHEPARD Беннис У., Шепард Г. Теория группового развития // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 142-161 [Статья] АРКАДИЙ ИЛЬИЧ ПРИГОЖИН Методы развития организаций [Книга] Small groups and work teams: Small group and self- directed work teams [Интернет-ресурс] НАДЕЖДА ЛЬВОВНА ТИТОВА Классификации УР [Книга] НАДЕЖДА ЛЬВОВНА ТИТОВА Воздействие личности на процесс разработки и принятия решений [Книга] Fun team building with Larry Lipman/Программы и опыт командообразования тренера Л.Липмана (США) [Интернет-ресурс] Все публикации на ту же тему>>    
15 февраля