• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новый КГБ №21

Официальные заявления о том, что Россия лучше готова к кризису, чем четыре года назад, не подтверждаются большинством макроэкономических показателей; Госдума уже приняла первые корректировки к бюджету-2012, причем пока они готовились, назрела необходимость вносить новые поправки в главный платежный документ — две темы из регулярного обзора «Новый Кризис, Государство, Бизнес» от Центра развития НИУ ВШЭ

Адекватор

За последние две недели заметно ухудшилась внешняя конъюнктура и ситуация на мировых финансовых рынках. Политический кризис в Греции поставил вопрос о ее присутствии в зоне евро, а последовавшее за этим снижение агентством Moody’s рейтинга 16 испанских банков привело к снижению фондовых индексов по всему миру. При этом, как обычно, развивающиеся рынки отреагировали сильнее, чем развитые. С начала мая американский фондовый индекс S&P 500 снизился на 7%. На столько же процентов снизилась капитализация акций стран, входящих в зону евро (в соответствии с динамикой индекса EURU STOXX 50). Снижение сводного индекса для развивающихся стран (MSCI EM) составило 11%, индекс РТС снизился на 18%. Свой вклад в снижение РТС внесло ослабление курса рубля, последовавшее за снижением цен на нефть до уровней 2011 года.

Центральный банк РФ оценил масштабы оттока капитала в апреле в 7 млрд долл., и, судя по всему, в мае этот процесс продолжился. В этой ситуации более чем странно выглядел дежурный оптимизм главы ЦБ РФ С. Игнатьева, выступавшего на правительственном часе в Госдуме, где он заявил о том, что Россия лучше готова к кризису, чем четыре года назад, а также о том, что не считает нужным проводить политику, направленную на ослабление рубля.

Вторая часть этого заявления вызывает особый интерес. Вот уже больше года Банк России уверяет всех, что он придерживается режима плавающего курса рубля. Но в таком случае курс рубля должен реагировать на объективные изменения конъюнктуры (изменение цен на нефть или динамику оттока капитала), «не оглядываясь» на мнение руководства Банка России. По сути дела заявление С. Игнатьева о нецелесообразности ослабления рубля является признанием того, что рубль не является свободным. Хотя, чего же тут удивительного?

Впрочем, и тезис г-на Игнатьева о лучшей готовности России к возможному кризису тоже не является безукоризненным. Да, ситуация с внешним долгом заметно лучше, чем перед кризисом 2008 года. Да, текущий рост банковского кредитования опирается, главным образом, на финансирование со стороны Центрального банка, а не на рост депозитов или внешних заимствований, и значит, угрозы резкого снижения пассивов для банковской системы нет.

Но вот зависимость российской экономики от цен на нефть за прошедшие четыре года только усилилась. В наибольшей степени это касается бюджета. Увеличение доли нефтегазовых доходов и рост бюджетных обязательств привели к тому, что значение нефтегазового дефицита устойчиво держится на уровне около 10% ВВП и с учетом принятых обязательств не может быть сокращено в ближайшие годы. Имеющийся объем Резервного фонда не позволит продержаться год даже при очень умеренном снижении цен на нефть до 80 долл./барр., а исполнение всех принятых обязательств федерального бюджета возможно лишь при ежегодном росте цен на нефть на 8–9 долл./барр.

Зависимость экономики от внешней конъюнктуры усугубляется увеличением вклада выплат из бюджета в формирование доходов населения и, соответственно, потребительского спроса. А разгон темпов роста кредитования населения выше отметки 40% (за последние 12 месяцев) заставляет задуматься о новом перегреве как минимум потребительского оптимизма.

Индикаторы «готовности» России к кризису

* По данным за январь-февраль

** Отношение прироста кредитов к объему товарооборота за предшествующие 12 месяцев

*** Долг на конец периода относительно ВВП за предшествующие четыре квартала

Как и в последние месяцы перед кризисом 2008 года существенно замедлились темпы роста промышленности. Правда, поскольку динамика спроса в 2010–2011 годы была достаточно вялой, избытка запасов, спровоцировавшего обвал промышленности четыре года назад, сейчас нет. Важным признаком текущей ситуации, осознаваемым не только инвесторами, но и другими экономическими агентами, является растущее несоответствие между декларируемыми целями правительства и его реальными действиями и реальными возможностями. Для того чтобы реализовать грандиозные замыслы, нужны не менее грандиозные средства. Однако этих средств нет в бюджете. Чтобы привлечь их в экономике, необходимо улучшение инвестиционного климата. Однако сигналы инвесторам подаются совершенно противоположные. В результате масштабы оттока капитала за последний год стали сопоставимы с масштабами оттока капитала в самые кризисные кварталы 2008–2009 гг. и вдвое превысили приток, наблюдавшийся четыре года назад.

На месте г-на Игнатьева мы бы поостереглись делать столь сильные заявления.

Наталья Акиндинова

Корректировка закона о бюджете и исполнение бюджета за первые четыре месяца

Государственная дума приняла в первом чтении первые в этом году поправки к федеральному бюджету на 2012 год. В его основу теперь закладываются цены на нефть в размере 115 долл./барр. Как это не раз случалось за последние четыре года, пока поправки готовились, существенно изменилась, и не в лучшую сторону, конъюнктура на мировых финансовых и товарных рынках. Самое время задуматься о подготовке нового макроэкономического прогноза и новых поправок к бюджету.

Макропрогноз. В основу поправок в федеральный бюджет лег подготовленный в апреле Министерством экономического развития макроэкономический прогноз. В нем цена на нефть на текущий год повышена со 100  до 115 долл./барр. Номинальный ВВП на 2012 год повышен на 1,9 трлн долл., при этом темпы роста ВВП понижены с 3,7 до 3,4% за счет повышения дефлятора ВВП с 3,7 до 7,5%. Такое сочетание нелогично и должно бы насторожить специалистов: трудно поверить, что двукратный рост дефлятора обусловлен повышением цен на нефть, но и серьезно к этим противоречиям относиться вряд ли стоит – главной задачей для МЭР являлась минимизация влияния обновленного прогноза на бюджетные показатели.

Нельзя не обратить внимание на то, что лежащая в основе прогноза цена на нефть выше, чем та, которая сегодня фиксируется на мировых рынках. Мы далеки от мысли о том, что сотрудники МЭР обладают даром предвидения – просто в первом квартале текущего года средняя цена нефти марки Urals сложилась на уровне 117,35 долл./барр., а в апреле она составляла 118 долл./барр. Но особенностью 2012 года является низкая предсказуемость динамики мирового экономического развития, со значительной вероятностью сползания европейской экономики в полномасштабную рецессию, которая, скорее всего, будет сопровождаться падением цен на сырье. Признаки такой рецессии отчетливо проявились в начале мая, тогда же резко упали фондовые индексы и цены на сырье. Цены на нефть марки Urals упали ниже отметки 110 долл./барр., и если бы макропрогноз обновлялся в мае, то часть его показателей заметно отличалась бы от того, что мы видим.

Другой особенностью макропрогноза является существенное снижение темпов роста инвестиций – с 7,8 до 6,6% (как будто бы забыли специалисты МЭР требования указа нового Президента о повышении нормы накопления к 2015 году до 25% с нынешних 20%), и как следствие этого снижен прогнозный объем инвестиционного и промежуточного импорта (общий объем импорта сокращен на 28 млрд долл.).

Поправки к бюджету и исполнение бюджета. В сущности, нам совсем не ясно, зачем нужно было принимать поправки к бюджету.

В Таблице приведены данные Минфина об исполнении федерального бюджета в январе-апреле 2012 года и уровень исполнения плана по доходам и расходам на основе действующего закона о федеральном бюджете, а также бюджета с учетом поправок. Из них хорошо видно, что с учетом поправок исполнение федерального бюджета по доходам выглядит весьма напряженно. Особенно непростая ситуация складывается со сбором ненефтегазовых доходов: по отношению к уточненным годовым цифрам они составили 31,2% (для справки: в 2011 году аналогичный показатель составил 37%, в 2010 году – 33%).

Таблица. Текущее исполнение федерального бюджета, млрд руб.

Источник: Минфин России 

Как видно из Рисунка, «внутренний» НДС собирается лучше, чем в 2011 году, налог на прибыль – несколько хуже. Основной разрыв связан со значительным (по отношению к запланированному) падением доходов от импорта. В общем, у нас существуют серьезные сомнения относительно того, что уточненный план по доходам федерального бюджета можно исполнить.

Рисунок. Сбор налогов по отношению к годовым назначениям и исполнению за год

Источник: Минфин России

Возвращаемся к вопросу, зачем принимаются данные бюджетные поправки? Предусмотренное в них сокращение внутренних заимствований на 500 млрд руб. можно было осуществить и без законодательного оформления. Неужели вся интрига заключается в повышении бюджетных расходов на 89 млрд руб.?

Андрей Чернявский

 

Полный текст обзора "Новый КГБ" №21, 10 – 18 мая 2012 г. 

 

23 мая, 2012 г.