• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Госрасходы придется сокращать

В 2016 году основным источником финансирования дефицита федерального бюджета останется Резервный фонд, но к концу этого периода его объем сократится примерно до 1 трлн рублей (1,6% ВВП). Эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе» проанализировали перспективу использования средств другой «кубышки» – Фонда национального благосостояния – для покрытия бюджетного дефицита уже в 2017 году.

ФНБ был создан в 2008 году за счет средств Стабилизационного фонда и дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета. К 1 ноября 2015 года его объем составил 4728,4 млрд рублей (6,5% ВВП), или 73,45 млрд долларов.

В соответствие с Бюджетным кодексом, ФНБ может использоваться для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений россиян, а также для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда. То есть, формально, финансировать дефицит федерального бюджета за счет средств ФНБ нельзя, но можно использовать его ресурсы при трансфертах Пенсионному фонду из федерального бюджета. Упомянутый трансферт в 2016 году должен составить 3,2 трлн рублей.

Сейчас часть средств ФНБ хранится на счетах Центрального банка и является частью международных резервов России, другая часть размещена в «иные разрешенные активы».

С 2008 года средства Фонда национального благосостояния на счетах Центрального банка постепенно сокращались, в основном за счет их перевода в «иные разрешенные активы». Динамика изменения этих средств по видам валют представлена в таблице 1.

Таблица 1. Средства ФНБ на счетах ЦБ РФ на конец периода (млрд долл., евро, фунтов стерлингов)

Как видно из данных таблицы 1, за период с декабря 2008 года по октябрь 2015 года объем средств ФНБ на счетах в Банке России сократился на 31%.

По состоянию на 1 ноября 2015 года общий объем «иных разрешенных активов» ФНБ составлял 1424 млрд рублей, или 30% от общего объема ФНБ. При этом долговые обязательства и акции российских юридических лиц составляют в этих активах 1231 млрд рублей, или 26% ФНБ. Еще 3 млрд долларов вложено в долговые обязательства иностранных государств с низким рейтингом долгосрочной кредитоспособности.

Структура «иных разрешенных активов» бурно развивается, начиная с конца 2013 года; до этого все эти активы были размещены в ВЭБ. В ноябре 2013 года было принято решение разместить 3 млрд долларов средств ФНБ в облигации Украины. Нормативные акты позволяют покупать долговые обязательства стран, не имеющих рейтинга долгосрочной кредитоспособности АА- , на основании отдельных решений правительства. Такого рода вложения могут составлять до 10% объема ФНБ. Вложения в акции и облигации российских эмитентов, имеющих или не имеющих рейтинги международных агентств, могут достигать 2 318 млрд рублей, или 49% от объема ФНБ по состоянию на конец октября 2015 года. Таким образом, в «иные разрешенные активы», в соответствии с законодательством, может быть вложено около 60% ФНБ.

Средства ФНБ стали активно вкладываться в российские «иные разрешенные активы» в 2014 и 2015 годах из-за ухудшения экономической ситуации в РФ, необходимости дополнительно поддерживать банковскую систему и стремления каким-то образом компенсировать падение инвестиций в корпоративном и бюджетном секторах экономики.

Так, в 2014 году в российские активы было вложено 105 млрд рублей средств ФНБ, снятых со счетов в Центробанке; за январь-октябрь 2015 года – уже 172 млрд рублей. За период с 2008 года по октябрь 2015 года доля «иных разрешенных активов» в общем объеме средств ФНБ выросла в два раза.

Предусмотренные Бюджетным кодексом расходы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан за период с 2008 года составили около 37 млрд рублей.

В 2014 и 2015 годах значительная часть доходов от средств ФНБ, размещенных в Банке России, поступала в федеральный бюджет. В 2014 году эти поступления составили 58 млрд рублей, за десять месяцев 2015 года – 80 млрд рублей.

Для финансирования из бюджетного дефицита в 2017 и последующих годах могут быть использованы средства ФНБ, остающиеся на счетах в Центробанке (около 50 млрд долларов). Перспективы использования для финансирования бюджетного дефицита средств, вложенных в «иные разрешенные активы», туманны, считают эксперты НИУ ВШЭ.

Рублевый эквивалент средств ФНБ, размещенных на счетах в Банке России, зависит от обменного курса рубля. Если использовать разумные предположения об экономической динамике и обменном курсе, очевидно, что для финансирования дефицита в размере 3% ВВП средств ФНБ хватит только на 2017 год, а в 2018 году «несвязанный» объем ФНБ сократится примерно до 1 трлн рублей (около 1% прогнозного ВВП), подсчитали экономисты.

Быстрое исчерпание средств – не единственная проблема использования средств ФНБ для финансирования «дыры» в бюджете. Вероятнее всего, долговой и экономический кризисы, в которые вступила Россия, потребуют дополнительной поддержки банковской системы за счет свободных ресурсов ФНБ. Нельзя исключить и софинансирования за счет этих же средств отдельных инвестпроектов в 2016 и последующих годах.

Использованию ФНБ как источника финансирования бюджетного дефицита есть несколько альтернатив.

Во-первых, можно сократить расходы федерального бюджета с уровней, превышающих 20% ВВП, к более низким значениям. В 2009-2016 годах решить эту задачу не удалось.

Также сохраняется возможность прибегнуть к эмиссионному финансированию. Ценой такого решения будет ускорение инфляции, обесценение сбережений и самой национальной валюты.

Наконец, можно улучшить бизнес-климат, увеличить за счет этого инвестиции корпораций, несырьевой экспорт и доходы бюджета. Правда, эта задача не поддавалась решению последние пятнадцать лет, резюмируют эксперты.

Андрей Чернявский

Полный текст презентации «Комментарии о государстве и бизнесе» 

 

Автор текста: Чернявский Андрей Васильевич, 17 декабря, 2015 г.