• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пармезан vs Пошехонский

Как патриотизм влияет на выбор сыра

©ISTOCK

Доцент НИУ ВШЭ в Перми совместно с коллегами из Дании и Канады проанализировал отношение покупателей пермских супермаркетов к твердым сырам российского и иностранного производства с точки зрения цены, качества и вкуса. Исследование показало, что 70% респондентов по качеству и вкусу российские сыры оценивают ниже импортных, однако считают правильным поддерживать отечественных производителей.

В августе 2014 года Российская Федерация ввела запрет на ввоз ряда сельскохозяйственных товаров и продуктов питания из США, Канады, стран ЕС, Австралии и Норвегии. Основным поставщиком иностранного сыра на российский рынок стала Республика Беларусь, на долю которой стало приходиться до 80% импорта. В то же время введение запрета повысило объем сыров, производимых внутри России, на 20%. Однако их качество и конкурентоспособность вызывали вопросы. В СМИ появлялась информация о случаях нарушения санитарных норм на производстве и излишнем количестве добавок и консервантов.

Политика импортозамещения и обсуждаемая в медиа идея поддержки отечественных производителей поставили потребителей перед выбором: проявлять продуктовый патриотизм или покупать импортный сыр.

Исследование проводилось в Перми в сентябре-декабре 2016 года. В нем приняли участие 400 покупателей (252 мужчин и 148 женщин) из разных супермаркетов, принадлежащих одной сети. Средний возраст опрошенных был 33 года. Около 80% респондентов сообщили о наличии среднего специального или более высокого уровня образования. Примерно у 40% имелись дома дети до 18 лет. Среднемесячный доход семей опрошенных составлял от 50 до 70 тыс. рублей в месяц.

Респондентам предлагалось оценить ряд утверждений по степени своего согласия с ними, а также ответить на несколько вопросов. Чтобы сравнить, сколько покупатели готовы платить за сыр отечественного производства, а сколько за импортный, исследователи сформулировали вопросы следующим образом.

Сначала они спрашивали, готовы ли респонденты платить за отечественный сыр цену среднюю по рынку на момент исследования? Если ответ был утвердительным, то тогда спрашивали, готовы ли респонденты платить за тот же сыр больше на 5, 10, 20 и 30 процентов. Если на первый вопрос ответ был отрицательным, то — готовы ли респонденты купить отечественный сыр на 5, 10, 20 и 30 процентов дешевле.

Ответы на эти вопросы показали, что 46,5% опрошенных готовы платить среднюю по рынку цену за твердый сыр отечественного производителя. Однако если отечественный сыр будет стоить на 30% дороже, то менее 25% респондентов готовы будут его купить. Остальные предпочтут импортный. Но если цена будет на 20% ниже средней, то число желающих поддержать отечественных производителей увеличится до 73%.

Анализ ответов покупателей также показал, что чем выше у респондента уровень образования и дохода, тем важнее для него качество продукта и меньше вероятность того, что он купит отечественный сыр.

Сыр отечественного производства приносит пользу российской экономике


1,25
Совершенно не согласен

3,25
Частично не согласен

14,00
Трудно сказать, согласен или не согласен

52,25
Частично согласен

29,25
Полностью согласен

Ответы респондентов (%) на предложенные исследователями утверждения

Сыр отечественного производства вкуснее импортного


Совершенно не согласен

30,33

Частично не согласен
40,35

Трудно сказать, согласен или не согласен
17,04

Частично согласен
10,03

Полностью согласен
2,26

В целом большинство опрошенных покупателей положительно относятся к наличию сыров российского производства на прилавках магазинов. И почти половина из них не видят никакого риска в их употреблении. Большинство отмечают, что производство и поставка отечественных сыров положительно сказывается на экономике России. Относительно контроля качества отечественных сыроварен мнения разделились. Примерно одна треть респондентов не доверяет работе Роспотребнадзора, в то время как 44% не сомневаются в его компетенции. Однако, если говорить о полезных свойствах продукта, его качестве, безопасности и вкусе, то большинство респондентов отдают свое предпочтение твердым сырам импортного производства.

IQ

Авторы исследования:
Мирзобобо Ёрмирзоев, доцент департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ в Перми
Рамона Тьюбер, Копенгагенский университет
Тонгже Ли, Уинсорский университет
Автор текста: Тарасова Алёна Юрьевна, 5 декабря