• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Советская школа перебарщивала с запретами

«Не держи в карманах посторонних вещей», «не употребляй кличек и прозвищ», «перед входом в школу вытри ноги» - так дотошно советская школа регламентировала правила поведения учеников. Подобные императивы усердно генерировали сами учебные заведения. Государство же, вопреки мифам, не было склонно к тотальному контролю в этой сфере и лишь намечало контуры правильного поведения ученика, рассказал научный сотрудник лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Кирилл Маслинский.

Школьный режим в СССР и связанные с ним каноны и рекомендации объяснялись необходимостью сконструировать идеальный образ советской школы и советского ученика. Однако во второй половине ХХ века государство задавало лишь общие рамки правильного поведения учащегося. Роль «полиции нравов» осваивали сами школы.  Многие из них даже выпускали специальные брошюры, в которых скрупулезно прописывалось, чего не надлежит делать ученикам. Государство же, создав единый свод «Правил для учащихся» (они вышли в 1943 году, а в 1960 и 1974 годах были отредактированы), отдало конкретные дисциплинарные предписания на откуп самим школам.

Учебные заведения порой относились к подобной работе как к досадной формальности и попросту копировали общесоюзные нормативы. Другие же либо сами, охотно и основательно, занимались законотворчеством в области школьной морали, либо обращались в этом за помощью к чиновникам, рассказал Кирилл Маслинский в статье «Правила поведения в советской школе. Часть I: Слово государства в устах учителя». Он проанализировал документы, изданные в СССР государством и образовательными учреждениями, которые регламентировали школьный режим.

Школы вели себя авторитарнее, чем государство

Отношение к правилам поведения в советской школе варьировалось: от полного отрицания необходимости их регламентировать в 1920-е годы (так, нарком просвещения Анатолий Луначарский полагал, что единственное правило школьной дисциплины – «уметь занять детей») до подробной их проработки в 1940-е годы.

Любопытно, что правила, прописанные в 1943 году, были созданы с оглядкой на дореволюционные правила для гимназий. Эти советские «Правила для учащихся» лаконично и вместе с тем доходчиво излагали основные установки, поскольку ориентировались прежде всего на детей. В последующих редакциях эти правила определялись более или менее подробно в зависимости от возраста детей: ученикам начальной школы давались более подробные указания, старшеклассникам – обобщенные.

Эти общесоюзные каноны школы конкретизировали самостоятельно – причем так, что понять содержание уточнений нередко могли только взрослые (чиновники, администрация школы, педагоги и родители).

Другой крайностью была излишняя дотошность правил – в назиданиях школа превосходила даже государство.

Каждый шаг под контролем

Каноны, сформулированные в общесоюзных правилах для учащихся, касались многих аспектов: от прилежания в учебе до соблюдения гигиены. Так, детям рекомендовали «трудиться на общую пользу», «беречь народное добро», охранять природу, заниматься спортом, помогать родителям и «быть скромными, вежливыми, предупредительными».

Вместе с тем, эти тексты не были перегружены запретами. Скорее, государство давало ориентиры, которые, пусть порой и звучат сейчас курьезно, но по сути своей вполне логичны. Трудно, например, спорить с утверждением: «В свободное время занимайся полезными делами: чтением, техническим и художественным творчеством, разумными играми».

Школы же шли значительно дальше и иногда чрезмерно усердствовали в ограничениях поведения учеников. Чего стоят, например, такие требования к детям – типовые для многих школ (более того, даже обнародованные в брошюрах): «Не держи в карманах посторонних вещей», «Перед входом в школу вытри ноги», «Не держи руки в карманах». Складывается впечатление, что школы хотели проконтролировать (или создать видимость контроля) поведение учащихся на уровне мельчайших нюансов.

«Типовые списки требований довольно пространны, включают десятки пунктов и содержат регламентацию деталей поведения, речи и костюма школьника в форме предписаний и запретов», – резюмирует Маслинский. Показательно, что такие брошюры нередко выходили без указания автора (директора школы, районного отдела образования и пр.), то есть вопрос ответственности за курьезное «законотворчество» был предусмотрительно обойден.    

В результате таких инициатив школьникам, по логике вещей, довольно сложно было соответствовать образу идеального ученика. Таким образом, жесткие предписания оставались, по большей части, лишь благим пожеланием, которое реализовывалось непросто.

См. также:

Подростки выстраивают границы между личным и публичным 
Подростки редко откровенничают в соцсетях
Современные дети живут в «сети»
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 24 сентября, 2015 г.