• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Детсады по-разному адаптируются к переменам

Повышение доступности дошкольных учреждений для детей от трех до семи лет сопровождается существенным ростом нагрузки на педагогов и ликвидацией ясельных групп. Ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек и преподаватель факультета экономических наук НИУ ВШЭ Анна Кононова изучили проблему доступности дошкольного образования.

Министерство образования и науки рассчитывает к 2016 году обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей от трех до семи лет.

Выполнить задачу, сформулированную Минобрнауки, могут большинство регионов страны. Стратегии ее решения весьма разнообразны. Во многих субъектах федерации уже выросло количество детсадов, увеличилось число групп в них, зачастую с перепрофилированием помещений: новые группы «поселили» в бывшие музыкальные и физкультурные залы. Расширился штат педработников. Увеличивалось число детей в группах, а соответственно, и рабочая нагрузка воспитателей.

В то же время многие регионы, для того чтобы расширить доступность детсадов для дошколят, сократили количество ясельных групп, отметили Сергей Заир-Бек  и Анна Кононова  в докладе «Повышение оплаты труда педагогических работников и обеспечение доступности дошкольного образования в региональных стратегиях модернизации». Дело в том, что увеличение количества детсадов и численности персонала не позволяло полностью решить проблему ликвидации очереди для ребят старше трех лет.

На этом фоне кажется парадоксальным, что расширения форм получения дошкольного образования, в том числе в частных детсадах, почти не происходит. 

Эксперты изучили ситуацию с детскими садами на базе данных Росстата, казначейства, а также качественных исследований – фокус-групп с воспитателями и заведующими детсадами. В исследовании учитывались социально-экономические и демографические показатели субъектов РФ.

Проект охватывает 2013-2015 годы.

Очередь в детсады еще стоит

Среднероссийская доля малышей от трех лет, стоящих в очереди в детсады, составляет 15%. Однако в 18 регионах эта доля превышает средний показатель, причем для трех северокавказских республик – даже в 3-4 раза. Так, доля дошколят, ожидающих места в детсадах, составляет в Чечне 63,4%, в Дагестане – 53,6%, в Северной Осетии – 46,4%.

Впрочем, такая специфичная картина легко объяснима особенностями рождаемости, а также фактором спроса населения на места в детсадах. «В кавказских республиках традиционно наблюдается низкий охват детей дошкольным образованием, так как функцию ухода и присмотра за детьми выполняют члены семей», – пояснили исследователи. Действие фактора спроса столь же очевидно на примере с северными добывающими регионами. Там охват детсадами высокий, поскольку велика доля трудовых мигрантов молодых возрастов, приехавших на заработки.

В числе регионов, лидирующим по очередям в дошкольные учреждения, наряду с северокавказскими республиками, оказались также Тыва (42,5%) Бурятия (41,9%), Астраханская область (34,9%), Москва, Республика Саха (у обеих показатель – 34%), Калмыкия (32,6%).

Очереди в детсады могут быть связаны с множеством факторов: например, с демографией (когортами детей в возрасте 3-7 лет в регионе, ростом населения) и уровнем социально-экономического развития субъекта федерации (здесь важны средняя зарплата в регионе, ВРП на душу населения, плотность и численность населения, доля населения с высшим образованием).

В последние годы зарплата воспитателей в детских садах была увеличена до уровня средней по образовательным учреждениям региона. Стало проще укомплектовать штат педагогов, работающих с малышами. Рост выплат должны были обеспечить регионы.

Зарплата в приоритете

Авторы доклада проанализировали изменения, которые сопровождали повышение зарплат педагогов детсадов.

Во-первых, в расходах сменились приоритеты, что не всегда играет позитивную роль. «Даже при условии увеличения объема бюджетных расходов на дошкольное образование произошло перераспределение финансовых средств детсадов в пользу фонда оплаты труда», – подчеркнули Заир-Бек и Кононова. При этом доля средств на материально-техническую базу и другие расходы снизилась.

Дошкольные организации имеют мало возможностей для привлечения внебюджетных средств, поэтому доля внебюджетного фонда в детсадах тоже не увеличивается.

Во-вторых, ради высвобождения части финансов в детсадах прошли сокращения персонала. Это изменило пропорцию численности педагогов и остальных работников.

В-третьих, нагрузка на сотрудников выросла, поскольку увеличилось соотношение численности воспитанников и педагогов.

Важным положительным моментом перемен можно считать «омоложение» кадров в дошкольных учреждениях. Подросшие зарплаты позволили легче привлекать в детсады начинающих педагогов. «Увеличилась численность педагогов дошкольного образования с небольшим стажем работы», – подтвердили исследователи.

Местами в яслях жертвуют не везде

В ряде регионов прослеживается зависимость между увеличением доступности дошкольного образования для ребят старше трех лет и сужением этой доступности для детей помладше. Иными словами, высвобождение мест там происходило за счет сжатия ясельных групп. Однако эта тенденция не повсеместна. Более того, зависимость «детсад – ясли» может быть разнонаправленной.

Так, в Москве, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Ленинградской областях, а также Хабаровском крае отмечена невысокая доля детей до двух лет, ждущих места в дошкольных учреждениях, в общей численности детей-очередников. При этом в этих регионах низка и доля детей, стоящих в очереди, и по возрастной когорте 0-6 лет, к общей численности детей в целом.

В то же время, в Бурятии, Тыве и Якутии зафиксирована низкая доля малышей первых лет жизни, стоящих в очереди, в общей численности детей, ждущих места в детсадах. При этом доля детей-очередников по возрастной когорте 0-6 лет (опять же, к общей численности детей) довольно высока.

Более глубокую интерпретацию данных обеспечит социологическое исследование, которое представляет собой завершающий этап работы. Оно позволит и уточнить факторы, определяющие разные стратегии достижения доступности детсадов в разных регионах России.

См. также:

Материнство превращается в дистанционную работу
Родители нацеливают детей на успех в профессии
Детство изменилось и требует нового понимания
Родителей и детей разделяет масс-культура

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 24 сентября, 2015 г.