Центр платить не будет
В последнее десятилетие на социальные цели шло более половины всех расходов консолидированного бюджета, отметили авторы исследования, ведущий научный сотрудник Института управления социальными процессами Наталья Зубаревич и старший научный сотрудник этого института Елена Горина. Однако с 2013 года приток денег в социальные отрасли стал менее интенсивным, особенно в здравоохранении, где темпы прироста расходов были ниже уровня инфляции.
Резко «затормозил» свои социальные расходы федеральный бюджет: за последние два года номинальный объем этой компоненты в нем уменьшился на 9%. При существующем распределении полномочий, региональные бюджеты гораздо сильнее (в относительном выражении) нагружены обязательствами по финансированию социальной сферы.
В 2014 году консолидированные бюджеты субъектов РФ финансировали уже более половины госрасходов на социальные цели. Однако в прошлом году 17 регионам пришлось сократить номинальные расходы бюджетов. При этом расходы по несоциальным статьям в большинстве регионов либо уже сильно урезаны, либо их оптимизировать крайне трудно из-за специфики российского политического режима. То есть снижение социальных трат региональных бюджетов становится неизбежным.
До настоящего времени динамика соцрасходов в основном оставалась положительной, но ситуация постепенно меняется: расходы на образование уже сократились в девяти регионах. Среди них и самые богатые – Москва, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ – активно проводившие оптимизацию и укрупнение школ, и бедные республики – Дагестан, Северная Осетия, Калмыкия.
Расходы на социальную политику сократили восемь регионов.
В 2014 году оптимизация почти не затронула расходы на здравоохранение, за исключением двух субъектов (республика Мордовия и Чукотский АО), которые имеют максимальную долговую нагрузку среди регионов.
В 2014 году доля социальных расходов в региональных бюджетах в среднем составила 62%. Максимальные показатели были у экономически слабо развитых Чечни и Дагестана, а также у регионов, не способных оптимизировать соцрасходы – Свердловской и Саратовской областей.
Пониженную долю соцрасходов (менее 50%) сохранили только самые богатые регионы (Сахалинская и Тюменская области, Москва, Ямало-Ненецкий АО), либо северные регионы с повышенными расходами на поддержку ЖКХ – Чукотский ОА и тот же Ямало-Ненецкий АО.
Лидером по поддержке населения стал недавно присоединенный к РФ Крым – расходы бюджета Крымского федерального округа на социальную защиту (57 млрд рублей) сопоставимы со всем бюджетом Калужской или Вологодской областей.
По душевым расходам бюджетов Россия де-факто делится на две неравные группы – полдюжины богатых регионов (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская и Сахалинская области и три нефтегазодобывающих автономных округа) и все остальные. Лидер – Москва. Повышенные расходы имеют богатые нефтегазодобывающие автономные округа, в т.ч. за счет средств на поддержку коренных малочисленных народов Севера. В Ингушетии и Чечне за счет особой федеральной помощи душевые расходы бюджетов близки к среднему уровню по стране, который значительно выше медианного. Вдобавок, на Северном Кавказе до сих пор сохраняется практика «откатов» при получении социальных выплат, поэтому чиновники заинтересованы максимизировать их объем.
Начавшийся в 2014 году кризис усиливает необходимость поддержки бюджетов регионов из федеральной казны. Однако если кризис 2009 года «заливался» возросшими на треть объемами федеральной помощи, то для решения проблемы дестабилизации бюджетов, возникшей в 2013 году, дополнительных трансфертов не выделялось. Напротив, объемы федеральной помощи, и ее доля в доходах консолидированных бюджетов регионов сокращаются, начиная с 2012 года.
Та же помощь, что идет, нацелена не на смягчение бюджетного кризиса, но отражает геополитические приоритеты российских властей: поддержку удаленного и граничащего с Китаем Дальнего Востока, неспокойного Северного Кавказа, присоединенного Крыма.
Так, с конца марта по декабрь 2014 года Крым получил 125 млрд рублей трансфертов из федерального бюджета (7,2% федеральной помощи регионам). Выделенные средства даже не удалось освоить – профицит бюджета составил 13,4%.
Трансферты Дальнему Востоку сократились с 243 млрд рублей в 2013 году до 120 млрд рублей в 2014 году.
Все республики Северного Кавказа получили 189 млрд рублей против 182 млрд рублей в 2013 году.
В итоге, трансферты Крыму в расчете на одного жителя оказались вдвое больше, чем республикам Северного Кавказа. В настоящее время уровень дотационности Крыма (80%) сопоставим только с Ингушетией (87%) и Чечней (82%). А если учитывать, что Крыму оставляется весь НДС, который по закону должен идти в федеральный бюджет, то его дотационность приближается к 85%. Дотационность Севастополя несколько ниже (70%) и сопоставима с Дагестаном. Фактически приоритетная поддержка Крыма сейчас осуществляется за счет других территорий России, что ухудшает состояние их бюджетов в кризисный период.
Следствием дисбаланса доходов и расходов стал резкий рост дефицита бюджетов регионов в 2013 году и его сохранение в 2014 году (в прошлом году дефицит имели 75 регионов, в 2013-м – 77). Самыми уязвимыми оказались регионы со средними показателями. Наиболее благополучны бюджеты Сахалинской области и Крыма (профицит 14-15%), Ленинградской (11%) и Тюменской (4%) областей, а также ее автономных округов.
Суммарный долг регионов и муниципалитетов на 1 января 2015 года вырос до 2,4 трлн рублей и превысил треть от налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов (без учета трансфертов).
В 47 регионах долги превышают половину их налоговых и неналоговых доходов. Наибольшая долговая нагрузка на Чукотке (125%), в Смоленской, Костромской областях, Мордовии (более 100%), Карелии, Удмуртии, Белгородской, Вологодской, Астраханской, Пензенской, Саратовской, Амурской областях (80-96%).
Жизнь без долгов могут позволить себе только регионы с огромной нефтегазовой рентой (Тюменская, Сахалинская области, Ненецкий автономный округ), а с минимальным долгом – немногочисленные регионы с ответственной бюджетной политикой, среди которых и богатые (Ханты-Мансийский АО), и не очень (Пермский, Алтайский края, Иркутская область).
Современное состояние региональных бюджетов кардинально отличается от кризисного положения 2009 года.
Во-первых, регионы вступили в экономический кризис 2014 года с разбалансированными бюджетами и огромными долгами.
Во-вторых, сейчас территории не могут рассчитывать на поддержку из федерального бюджета в объемах, сопоставимых с 2009 годом, когда трансферты были увеличены на треть. Новый кризис не удастся погасить денежными вливаниями – средств стало меньше, считают авторы мониторинга. В 2015 году доходы федерального бюджета будут сокращаться, принято решение о секвестре расходов на 10%, что приведет к снижению трансфертов.
Регионам придется адаптироваться к этим изменениям, сокращая социальные расходы бюджета и снижая занятость в бюджетном секторе, полагают Зубаревич и Горина. Траты уже режут в разных регионах: либо обремененных большими долгами, либо инвестиционно активных, пытающихся сохранить расходы на поддержку экономики, либо в высокодотационных при отсутствии роста трансфертов.
См.также:
Производительность труда в регионах различается в шесть раз
В Крыму началась стройка века
Российские регионы по-разному реагируют на кризис