• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Налог с продаж разгонит инфляцию и замедлит экономику

Введение налога с продаж не поможет региональным бюджетам. Чрезмерная налоговая нагрузка заставит бизнес уйти «в тень» и повысить цены на товары и услуги. Оборот торговых сетей снизится, сократится их прибыль и инвестиционная активность. Такой прогноз содержится в «Макроэкономическом анализе влияния изменения ставок налогов на государственный бюджет и участников рынка» директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Натальи Акиндиновой

Снижение доходов, с одной стороны, и рост расходов, с другой, стали причиной разбалансировки бюджетной системы. Нефтегазовые доходы, составляющие половину доходной части федерального бюджета, не растут, экономический рост замедляется, а вместе с ним сокращаются и ненефтегазовые доходы. На этом фоне растут расходы на оборону, пенсионные обязательства, а также обязательства, связанные с указами от 7 мая 2012 года. В результате возникает бюджетный дефицит. Хуже всего дела обстоят в регионах. Дефицит региональных бюджетов в 2013 году составил 1% ВВП. В 2014-2017 годах он оценивается на уровне 1,0-1,2% ВВП.

Чтобы сбалансировать бюджет, правительство рассматривает возможность повышения налоговой нагрузки на экономику, в частности, введение налога с продаж, повышение ставок НДС и НДФЛ.

В нынешних условиях экономической стагнации с высоким риском сползания в рецессию возможное повышение налоговой нагрузки будет способствовать дальнейшему снижению инвестиционной активности и ухудшению динамики ВВП, отметила Наталья Акиндинова в докладе «Макроэкономический анализ влияния изменения ставок налогов на государственный бюджет и участников рынка». Дополнительные потери при введении налога с продаж составят 0,2% ВВП в 2015 году и 0,4% ВВП – в 2016 году.

Слишком много налогов

По сравнению с другими странами совокупная налоговая нагрузка на экономику в России не велика – около 35% ВВП. Этот показатель сопоставим с фискальным бременем большинства стран БРИКС и близких к России по уровню развития стран ЕС.

Рисунок 1. Совокупная налоговая нагрузка на экономики стран ЕС, США и БРИКС в 2013 году, % ВВП

Примечание: для России приведена оценка без учета нефтегазовой ренты (с ее учетом – 35% ВВП).
Источник: The Heritage Foundation («2014 index of economic freedom»)

В то же время налоговая нагрузка на бизнес близка к максимальным значениям, отметила автор исследования. Так, 50% коммерческой прибыли добросовестные предприятия отдают в виде налогов, что значительно превышает средний показатель ЕС (42%) и США (46%). В результате более четверти российских компаний предпочитают существовать «в тени», давая себе определенные послабления в части уплаты налогов. Увеличение налоговой нагрузки выльется в еще больший рост теневой экономики, прогнозирует эксперт.

«В большинстве регионов введение налога с продаж не позволит решить проблему дефицита бюджета, налоговые поступления могут вырасти лишь в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области, как это было во время предыдущего опыта применения налога с продаж в 2003 году», – подчеркнула Акиндинова.

Рисунок 2. Поступления налога с продаж в % к налоговым и неналоговым доходам региональных бюджетов в 2003 году

Новый налог разгонит инфляцию

К тому же в условиях роста инфляции, наблюдаемого в последнее время, введение дополнительных налогов на потребление (к которым относится и налог с продаж) будет способствовать дальнейшему ускорению инфляции.

Введение налога с продаж прибавит к инфляции в 2015 году не менее 0,5%, подсчитала экономист. В результате потери реальных располагаемых доходов населения в следующем году достигнут 0,8%. Повышение НДС на 1% может дать похожие результаты.

На этом фоне, считает экономист, будет падать потребление, снизится прибыль ритейлеров и, соответственно, их инвестиционная активность. Ухудшение делового климата в розничной торговле окажет влияние и на общий экономический спад.

Рост НДФЛ вместо налогов на потребление

Учитывая ухудшение макроэкономической ситуации, целесообразно было бы отложить повышение налогов по крайней мере до тех пор, пока экономика не вернется на траекторию роста, а инфляция не стабилизируется, считает Акиндинова. Она предлагает рассмотреть другие способы достижения сбалансированности бюджета, например, использование ранее накопленных резервов и ограничение роста расходных обязательств.

«Стабильный рост доходов бюджетной системы, необходимый для обеспечения ее долгосрочной сбалансированности с учетом относительного снижения нефтегазовых доходов и роста расходных обязательств, обеспечивается, прежде всего, мерами, способствующими росту деловой активности, улучшением условий ведения предпринимательской деятельности, а также мерами, способствующими сокращению неформального сектора экономики и повышению собираемости налогов», – считает экономист.

Если рост налоговой нагрузки неизбежен, следует отдавать предпочтение повышению ставок уже существующих налогов перед введением новых налогов. При этом нужно принимать во внимание, что основные нерешенные дисбалансы приходятся на уровень региональных бюджетов. С этой точки зрения лучший вариант – повышение НДФЛ, так как он, помимо всего прочего, еще и не влияет на разгон инфляции.

См также:

Увеличение налогов мешает экономике расти
Унификация налоговых систем не спасет ЕС от кризиса
Россияне должны выйти из «тени»
Регионам не хватает денег

Полный текст презентации «Макроэкономический анализ влияния изменения ставок налогов на государственный бюджет и участников рынка»

 

18 сентября, 2014 г.