• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уровень жизни учителей зависит от региона

Уровень жизни школьных педагогов в разных регионах сильно различается, что объясняется контрастами экономических, социальных, природных и культурных условий в стране. Ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок Института образования НИУ ВШЭ Павел Деркачев проанализировал положение учителей за девять месяцев 2013 года и предложил меры по его улучшению

Павел Деркачев рассмотрел «платежеспособность» учителей по нескольким параметрам, сгруппировав регионы в кластеры по сходству уровня жизни педагогов. Он предложил для них меры бюджетной политики, позволяющие повысить уровень жизни работников школы. Его доклад «Где учителю на Руси жить хорошо?» состоялся на конференции «Тенденции развития образования. Что такое эффективная школа и эффективный детский сад?».

Показатели учительского благосостояния

Павел Деркачев опирается в работе на три показателя: зарплату учителей относительно средней зарплаты в регионе, зарплату учителей относительно стоимости фиксированного набора товаров и услуг и зарплату относительно душевого валового регионального продукта.

Заработная плата учителей относительно средней зарплаты в регионе демонстрирует конкурентоспособность оплаты труда учителя по сравнению с альтернативными возможностями занятости. Этот показатель весьма значим, подчеркивает Деркачев. Анализ отдельных примеров стран с высокими образовательными достижениями и построение корреляций для этих стран показали, что, хотя среднюю зарплату учителей нельзя назвать слишком высокой, ее размер находится на одном уровне с оплатой труда других гражданских служащих.

Заработная плата относительно стоимости фиксированного набора товаров и услуг показывает покупательную способность учителей относительно стоимости жизни в регионе. В разных субъектах Федерации стоимость этого фиксированного набора может отличаться в три раза, поэтому этот показатель важен для понимания «перепадов» реальных доходов учителей по регионам РФ.

Заработная плата относительно душевого валового регионального продукта (ВРП) позволяет оценить, какая доля стоимости товаров и услуг, произведенных в регионе в расчете на одного человека, идет на зарплату учителя. Иными словами, этот показатель демонстрирует, насколько высока зарплата учителя по отношению к экономическому потенциалу региона.

Базу исследования составили открытые данные Росстата: итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников за девять месяцев 2013 года и информация о средней зарплате по региону и стоимости фиксированного набора товаров и услуг в третьем квартале 2013 года.

На основании этих данных методом кластерного анализа исследователь выделил шесть групп регионов: «крепкие середнячки» (группа 1), «опаздывающие» (группа 2), «середнячки» (3), «опережающие» (4), «лидеры» (5) и «дотационные» (6).

Рисунок 1.

Группы регионов
Условные обозначения:
ZP_econ
средняя ЗП учителей относительно экономики региона;
ZP_VRP
средняя годовая ЗП учителей относительно душевого ВРП;
ZP_potr
средняя ЗП учителей относительно стоимости фиксированного набора товаров и услуг.
Источник: презентация Павла Деркачева.

«Крепкие середнячки»

В группу №1 вошли 27 регионов, в том числе, Белгородская, Владимирская, Калужская, Липецкая, Московская, Орловская, Архангельская, Ленинградская, Свердловская, Иркутская, Томская, Магаданская, Нижегородская, Новгородская, Самарская области, г. Санкт-Петербург, республики Татарстан, Башкортостан, Карелия и Коми, а также Краснодарский, Пермский и Приморский края.

В этой группе зарплата учителей находится выше среднего уровня по региону (103%), пояснил эксперт. При этом она характеризуется высоким уровнем покупательной способности (2,60 фиксированных набора товаров и услуг). А вот отношение зарплаты учителей к душевому ВРП находится на среднем уровне – 1,07. Деркачев рекомендует этому кластеру удерживать зарплаты учителей на достигнутом уровне за счет бюджетов регионов.

Кластер «опаздывающих»

В группу №2 включены 26 регионов, в их числе Брянская, Рязанская, Смоленская, Тульская, Ярославская, Вологодская, Волгоградская, Кировская, Оренбургская, Кемеровская области, республики Адыгея, Калмыкия, Дагестан, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия, Марий Эл, Мордовия, Бурятия, а также края – Алтайский, Забайкальский, Красноярский.

В этом кластере зарплата учителей отстает от средней по региону (0,95%). Поэтому и покупательная способность учителей самая низкая: на зарплату школьного педагога можно купить только 2,10 фиксированных наборов товаров и услуг. Из-за низкой зарплаты учителей нагрузка на экономику находится на среднем уровне. Зарплата работника школы составляет 1,26 душевого валового регионального продукта.

Исследователь дает такую рекомендацию: «Для доведения зарплат учителей до 100% по региону необходимы относительно небольшие средства, которые могут быть получены от федерального бюджета».

Группа «середнячков»

К кластеру №3 относятся 18 регионов. Это, к примеру, Воронежская, Костромская, Курская, Тамбовская, Псковская, Пензенская, Челябинская, Новосибирская, Омская области, республики Удмуртская, Чувашия, Алтай и Хакасия, Камчатский край.

В этой группе регионов зарплата школьных педагогов достигла среднего уровня в экономике (100%). При этом, однако, покупательная способность учителей остается средней (1,29 фиксированных набора товаров и услуг). Нагрузка на экономику также находится на среднем уровне: соотношение зарплаты и душевого ВРП составляет 1,29.

Рекомендации по мерам образовательной политики в отношении этой группы регионов заключаются в поддержании зарплаты учителей на достигнутом уровне. Для этого нужны относительно небольшие трансферты из федерального бюджета, уточняет Павел Деркачев.

«Опережающий» кластер

К кластеру №4 можно причислить четыре региона: Тверскую область, Кабардино-Балкарию, Ставропольский и Хабаровский края. В этой группе зарплата учителей находится существенно выше среднего значения по экономике – 111%. Вместе с тем, средняя доля годовой зарплаты учителей по отношению к душевому валовому региональному продукту (1,55) говорит о том, что у регионов есть запас собственных ресурсов. Стоимость жизни низкая, поэтому покупательная способность учителей находится на среднем уровне (2,28).

Этим регионам нужно поддерживать статус-кво – сохранять зарплату учителей на достигнутом уровне за счет собственных ресурсов регионов, подчеркивает исследователь.

«Лидеры»

В группу №5 входят шесть регионов: Москва, Сахалинская и Тюменская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа.

В этом кластере относительно низкая доля годовой заработной платы учителей по отношению к душевому ВРП (0,28) позволяет удерживать зарплату школьных работников выше среднего значения по экономике (106%) и обеспечивает очень высокую покупательную способность педагогов (4,17).

Павел Деркачев отмечает, что существует большой запас региональных ресурсов для удержания учительской зарплаты на заданном уровне или дальнейшего повышения зарплаты педагогов без участия федерального центра.

«Дотационный» кластер

В группу №6 включены два региона: Республика Ингушетия и Чеченская Республика. Зарплата учителей здесь находится на уровне среднего значения по экономике (100%). Однако низкая стоимость жизни обеспечивает среднюю покупательную способность учителей – 2,23. Соотношение зарплаты и душевого ВРП очень высокое – 3,45. Оно говорит о том, что у регионов нет запаса собственных ресурсов для удержания зарплаты учителей на целевом уровне, комментирует эксперт.

Этому кластеру, по мнению Павла Деркачева, нужно сохранять зарплату учителей на уровне 100% по экономике за счет трансфертов из федерального бюджета. При этом риск заключается в слишком большом давлении бюджетного сектора на рынок труда, отмечает исследователь. Образование является одним из самых стабильных и высокооплачиваемых секторов экономики в этих регионах. Коммерческий сектор в этом кластере может испытывать трудности с наймом работников, так как предприятия вынуждены платить своим сотрудникам зарплату не ниже зарплаты учителей. Иными словами, подчеркивает исследователь, в этих регионах необходимо параллельно проводить масштабное стимулирование экономики.

Таким образом, меры федеральной поддержки регионам нужно дифференцировать. Это позволит повысить эффективность мер по выполнению задач образовательной политики, заключает Павел Деркачев.

См. также:

Рейтинг школы зависит не только от результатов ЕГЭ
Российские ученики учатся ради школы, а не ради жизни
Не каждый год делает учащихся грамотнее
Российские школы не работают на социальный лифт
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 25 марта, 2014 г.