• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россияне должны выйти из «тени»

Текущая бюджетная политика приведет к серьезным дисбалансам в долгосрочной перспективе. Чтобы предотвратить серьезный бюджетный разрыв, необходимо вывести из «тени» не только бизнес, но и население, увеличив за счет этого доходы казны. Проблемы российского бюджета обсудили эксперты в ходе круглого стола «Бюджетный разрыв в России и США: насколько мы близки или далеки» на Гайдаровском форуме

Индикаторы бюджетной устойчивости – бюджетный дефицит и государственный долг – на самом деле не в полной мере отражают реальную бюджетную ситуацию. Дополнить их может еще один показатель – бюджетный разрыв. Он показывает, как бюджетная ситуация будет меняться в долгосрочной перспективе, и позволяет оценить последствия ее изменений. Оценка бюджетного разрыва позволяет понять, куда ведет текущая бюджетная политика и что в ней надо изменить для того, чтобы иметь устойчивую бюджетную ситуацию.

Результаты исследования анализа бюджетного разрыва для России, который свидетельствует о том, что текущая бюджетная политика приведет к серьезным дисбалансам в долгосрочной перспективе, представили руководитель международной лаборатории изучения бюджетной устойчивости Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Лоуренс Котликофф и научный сотрудник лаборатории Евгений Горюнов.

По всем сценариям – пессимистичному, среднему и оптимистичному – получается значительный бюджетный разрыв. Для того чтобы его закрыть, необходимо сократить расходы на 22% или поднять налоги примерно на 29%.

Основных источников бюджетного дисбаланса два: демографическая нестабильность (старение населения и рост пенсий, который приведет к существенному увеличению расходов) и исчерпаемость нефтегазовых ресурсов. Как пояснил руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, «налоговая нагрузка в нефтегазовом секторе в 2,5 раза больше, чем в остальной экономике, а вес этого сектора экономики снижается». «Следствием станет уменьшение доходной части бюджета», – подчеркнул экономист. На фоне уменьшения нефтегазовых доходов резерв увеличения доходной части бюджета ограничен, считает он. Налоговые ставки на несырьевой бизнес сейчас повышать нельзя. Гурвич сказал, что основные резервы укрепления бюджета страны связаны с расходами. Сократить расходы эксперт предлагает за счет снижения расходов на армию, правоохранительные органы и, главное, численности госорганов.

Бюджетную политику необходимо рассматривать в долгосрочной перспективе, не удовлетворяясь только анализом текущего состояния бюджета, его баланса и уровня долга, отметила директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова.

Вопреки мнению коллег-экономистов, Акиндинова считает, что резерв в сфере доходной части бюджета у властей все же имеется. «Вопрос о мерах достижения устойчивости касается не только проблем, связанных с пенсионной системой, он также касается и проблем, связанных с финансированием сфер образования и здравоохранения, – сообщила она. – На мой взгляд, не получится добиться устойчивости только сокращением расходов, не затрагивая доходную часть бюджетной системы. Проблема, которая должна быть решена, – это большой теневой сектор, который составляет около 30%».

Наталья Акиндинова уверена: выводить из тени надо не только и не столько бизнес, сколько население. «Политика должна быть направлена на вовлечение населения в процесс взаимосвязи налогов и предоставляемых услуг. Формально эта связь есть, но население слабо осознает связь между налогами и услугами, поэтому легко соглашается на зарплату «в конверте», – рассуждает эксперт. – Между тем, именно налоги, которые идут на финансирование социальной сферы, социальные платежи и НДФЛ – это налоги, удерживаемые с работников, а не с дохода и оборота компаний». По ее словам, образование и здравоохранение финансируются за счет общих налогов, которые платят предприятия и население. «С экономической точки зрения не так важно кто платит, но это важно с точки зрения заинтересованности. Сейчас ощутимо наращивается давление на бизнес, а население не осознает своей ответственности и не желает выходить из “тени”. Это малоэффективно и “тормозит” экономическую активность в стране», – пояснила Акиндинова.

Перенос налоговой нагрузки с бизнеса на население и преследование граждан- неплательщиков налогов – необходимая мера. «Таким образом, удастся более логично выстроить систему финансирования социальных секторов и снизить давление на бизнес», – резюмировала Акиндинова.

 

20 января, 2014 г.