• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Регионы вынуждены сокращать бюджетные инвестиции

Первые итоги работы регионов в соответствии с новыми бюджетными обязательствами, возложенными на них Центром, показывают, что растет напряженность исполнения региональных бюджетов. Очередной выпуск бюллетеня «Новые комментарии о государстве и бизнесе»

В предыдущем мониторинге мы попытались оценить реалистичность проектировок по доходам региональных бюджетов, представленных в Основных направлениях бюджетной политики за 2013-2015 годы (ОНБП), которые, по нашему мнению, сильно завышены. К этому же вопросу можно подойти, рассматривая итоги исполнения бюджетов в 2012 году по отдельным регионам как по доходной, так и по расходной части.

Доходы регионов

В соответствии с ОНБП, налоговые и неналоговые доходы консолидированных региональных бюджетов в 2012 году должны были вырасти на 12%, фактический прирост оказался практически вдвое меньше – 6,4%. Темпы роста собственных доходов чрезвычайно дифференцированы по регионам, основная часть этих доходов формируется за счет прямых налогов – налога на прибыль и НДФЛ. Таким образом, различия в темпах роста налоговых и неналоговых доходов (если отвлечься от проблем собираемости налогов в регионах) отражают различия в динамике экономического роста в регионах. По налогу на прибыль запланированный на 2012 год темп роста составлял 16,2%, фактический темп роста был равен 2,7%.

В 2012 году у 12 регионов из 83 сократились совокупные собственные доходы, а поступления налога на прибыль – у 28 регионов (практически у каждого третьего региона). В таблице 1 представлены 10 лучших и 10 худших регионов по динамике поступления налоговых и неналоговых доходов в 2012 году. В таблице 2 аналогичные данные представлены по налогу на прибыль организаций.

Таблица 1. Динамика налоговых и неналоговых доходов в 2012 г., в %

Регионы с наиболее Регионы с наиболее 
 высокими темпами роста низкими темпами роста
Республика Калмыкия57,36Чукотский автономный округ-14,56
Сахалинская область45,7Республика Карелия-11,39
Архангельская область20,87Белгородская область-9,68
Астраханская область18,7Кемеровская область-9,24
Республика Татарстан (Татарстан)18,64Пензенская область-8,14
Калужская область18,12Республика Ингушетия-6,38
Магаданская область17,46Красноярский край-6,08
Ростовская область15,23Мурманская область-6,06
Иркутская область15,11Республика Алтай-4,87
Тульская область14,52Забайкальский край-3,47

Источник: Минфин, расчеты института «Центр развития» НИУ ВШЭ

Таблица 2. Динамика поступлений по налогу на прибыль в 2012 г. , в %

Регионы с наиболее Регионы с наиболее 
 высокими темпами роста низкими темпами роста
Астраханская область84,87Чеченская Республика-56,95
Калужская область66,62Республика Ингушетия-45,92
Архангельская область66,28Мурманская область-32,72
Сахалинская область47,18Кемеровская область-31,64
Тверская область40,88Чукотский автономный округ-30,71
Еврейская автономная область33,98Белгородская область-25,02
Иркутская область32,93Красноярский край-23,84
Магаданская область32,05Кабардино-Балкарская Республика-22,82
Воронежская область30,54Республика Тыва-21,63
Ярославская область29,63г.Санкт-Петербург-17,95

Источник: Минфин, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ

Структура расходов

Бюджетные проблемы регионов связаны не только с медленным ростом (а в ряде регионов – и сокращением) собственных доходов и уменьшением федеральных трансфертов (см «Новый КГБ» № 42), но и с появлением новых, финансируемых лишь частично, федеральных мандатов, предписывающих регионам наращивать расходы определенного вида, в первую очередь, положения майских Указов Президента России о повышении заработных плат в бюджетной сфере.

Новые федеральные мандаты уже оказали влияние на структуру расходов региональных бюджетов: увеличились расходы на «человеческий капитал», прежде всего, по разделам «Образование» и «Здравоохранение» (рис. 1). Относительное увеличение расходов по этим разделам можно было бы расценить как позитивный структурный сдвиг, однако пока нет оснований считать, что повышение оплаты труда бюджетников приведет хотя бы к минимальному повышению качества услуг и росту эффективности бюджетной сферы.

Рисунок 1. Структура расходов региональных бюджетов в 2011 и 2012 гг.

Источник: расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ

Зато краткосрочная «цена» такого структурного маневра проявляется уже сегодня: при дефиците финансовых ресурсов регионы вынуждены сокращать другие виды расходов, прежде всего, бюджетные инвестиции, и, судя по общей негативной динамике инвестиций, это чаще происходит в форме отказа от проектов, чем в форме сокращения стоимости работ и коррупционной составляющей.

По итогам 2012 года расходы региональных бюджетов выросли на 13,1% (в двух регионах расходы снизились – к последним относятся г. Санкт-Петербург и Алтайский край). В этом же году расходы на образование, здравоохранение, культуру и спорт выросли на 24,3%. Кстати, по г. Санкт-Петербург, единственному из регионов, они понизились на 11% – поистине удивительный город. Не будем забывать, что в Санкт-Петербурге неблагополучно обстоят дела с налогом на прибыль. В таблице 3 приведены регионы с наиболее резкими изменениями в структуре расходов за 2012 год.

Таблица 3. Регионы с наиболее резкими структурными сдвигами в функциональной структуре расходов бюджета и наибольшим ростом доли расходов на человеческий капитал в общем объеме расходов в 2012 г., в %

 Структурные сдвиги в функциональной структуре бюджетных расходов Рост доли (в %) расходов на «человеческий капитал» в общем обеме расходов бюджета.
Республика Алтай28,45Республика Алтай13
Республика Калмыкия22,95Республика Калмыкия10,2
Республика Ингушетия20,92Свердловская область9
Свердловская область18,65Чувашская Республика–Чувашия8,6
Чеченская Республика17,55Приморский край8
Приморский край17,47Республика Северная Осетия–Алания7,8
Чувашская Республика-Чувашия17,23Челябинская область7,4
Республика Хакасия17,22Нижегородская область7,4
Московская область16,98Костромская область7,4
Республика Северная Осетия-Алания16,87Орловская область7,2
Российская Федерация9,36Российская Федерация4,6

Примечание: структурный сдвиг в укрупненной функциональной структуре бюджетных расходов рассчитывается как сумма изменений по абсолютной величине долей расходов различных видов (в %) в общем объеме расходов в 2012 г. по сравнению с 2011 г.
Источник: расчеты института «Центр развития» НИУ ВШЭ

Подводя итоги, зафиксируем: само по себе торможение экономической динамики оказало разнонаправленное воздействие на доходную базу региональных бюджетов, многие из которых столкнулись с падением доходов. В дополнение к этому уже первые попытки регионов исполнить требования майских указов Президента В. Путина привели к нарастанию искажений в устоявшихся бюджетных пропорциях.

В 2013-2015 годах многие регионы столкнутся с нарастанием дефицита финансовых ресурсов в силу дальнейшего давления федерального центра на рост отдельных расходных статей, что будет вести к очевидному росту несбалансированности структуры бюджетных расходов. Сегодня Минфин России считает, что эти изменения будут не столь значимыми, чтобы об этом стоило беспокоиться. Нам почему-то так не кажется.

Андрей Чернявский

Полный текст бюллетеня «Новые Комментарии о Государстве и Бизнесе» №43, 23 марта – 5 апреля 2013 г.

 

10 апреля, 2013 г.