В предыдущем мониторинге мы попытались оценить реалистичность проектировок по доходам региональных бюджетов, представленных в Основных направлениях бюджетной политики за 2013-2015 годы (ОНБП), которые, по нашему мнению, сильно завышены. К этому же вопросу можно подойти, рассматривая итоги исполнения бюджетов в 2012 году по отдельным регионам как по доходной, так и по расходной части.
В соответствии с ОНБП, налоговые и неналоговые доходы консолидированных региональных бюджетов в 2012 году должны были вырасти на 12%, фактический прирост оказался практически вдвое меньше – 6,4%. Темпы роста собственных доходов чрезвычайно дифференцированы по регионам, основная часть этих доходов формируется за счет прямых налогов – налога на прибыль и НДФЛ. Таким образом, различия в темпах роста налоговых и неналоговых доходов (если отвлечься от проблем собираемости налогов в регионах) отражают различия в динамике экономического роста в регионах. По налогу на прибыль запланированный на 2012 год темп роста составлял 16,2%, фактический темп роста был равен 2,7%.
В 2012 году у 12 регионов из 83 сократились совокупные собственные доходы, а поступления налога на прибыль – у 28 регионов (практически у каждого третьего региона). В таблице 1 представлены 10 лучших и 10 худших регионов по динамике поступления налоговых и неналоговых доходов в 2012 году. В таблице 2 аналогичные данные представлены по налогу на прибыль организаций.
Таблица 1. Динамика налоговых и неналоговых доходов в 2012 г., в %
Регионы с наиболее | Регионы с наиболее | ||
высокими темпами роста | низкими темпами роста | ||
Республика Калмыкия | 57,36 | Чукотский автономный округ | -14,56 |
Сахалинская область | 45,7 | Республика Карелия | -11,39 |
Архангельская область | 20,87 | Белгородская область | -9,68 |
Астраханская область | 18,7 | Кемеровская область | -9,24 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 18,64 | Пензенская область | -8,14 |
Калужская область | 18,12 | Республика Ингушетия | -6,38 |
Магаданская область | 17,46 | Красноярский край | -6,08 |
Ростовская область | 15,23 | Мурманская область | -6,06 |
Иркутская область | 15,11 | Республика Алтай | -4,87 |
Тульская область | 14,52 | Забайкальский край | -3,47 |
Источник: Минфин, расчеты института «Центр развития» НИУ ВШЭ
Таблица 2. Динамика поступлений по налогу на прибыль в 2012 г. , в %
Регионы с наиболее | Регионы с наиболее | ||
высокими темпами роста | низкими темпами роста | ||
Астраханская область | 84,87 | Чеченская Республика | -56,95 |
Калужская область | 66,62 | Республика Ингушетия | -45,92 |
Архангельская область | 66,28 | Мурманская область | -32,72 |
Сахалинская область | 47,18 | Кемеровская область | -31,64 |
Тверская область | 40,88 | Чукотский автономный округ | -30,71 |
Еврейская автономная область | 33,98 | Белгородская область | -25,02 |
Иркутская область | 32,93 | Красноярский край | -23,84 |
Магаданская область | 32,05 | Кабардино-Балкарская Республика | -22,82 |
Воронежская область | 30,54 | Республика Тыва | -21,63 |
Ярославская область | 29,63 | г.Санкт-Петербург | -17,95 |
Источник: Минфин, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ
Бюджетные проблемы регионов связаны не только с медленным ростом (а в ряде регионов – и сокращением) собственных доходов и уменьшением федеральных трансфертов (см «Новый КГБ» № 42), но и с появлением новых, финансируемых лишь частично, федеральных мандатов, предписывающих регионам наращивать расходы определенного вида, в первую очередь, положения майских Указов Президента России о повышении заработных плат в бюджетной сфере.
Новые федеральные мандаты уже оказали влияние на структуру расходов региональных бюджетов: увеличились расходы на «человеческий капитал», прежде всего, по разделам «Образование» и «Здравоохранение» (рис. 1). Относительное увеличение расходов по этим разделам можно было бы расценить как позитивный структурный сдвиг, однако пока нет оснований считать, что повышение оплаты труда бюджетников приведет хотя бы к минимальному повышению качества услуг и росту эффективности бюджетной сферы.
Рисунок 1. Структура расходов региональных бюджетов в 2011 и 2012 гг.
Источник: расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ
Зато краткосрочная «цена» такого структурного маневра проявляется уже сегодня: при дефиците финансовых ресурсов регионы вынуждены сокращать другие виды расходов, прежде всего, бюджетные инвестиции, и, судя по общей негативной динамике инвестиций, это чаще происходит в форме отказа от проектов, чем в форме сокращения стоимости работ и коррупционной составляющей.
По итогам 2012 года расходы региональных бюджетов выросли на 13,1% (в двух регионах расходы снизились – к последним относятся г. Санкт-Петербург и Алтайский край). В этом же году расходы на образование, здравоохранение, культуру и спорт выросли на 24,3%. Кстати, по г. Санкт-Петербург, единственному из регионов, они понизились на 11% – поистине удивительный город. Не будем забывать, что в Санкт-Петербурге неблагополучно обстоят дела с налогом на прибыль. В таблице 3 приведены регионы с наиболее резкими изменениями в структуре расходов за 2012 год.
Таблица 3. Регионы с наиболее резкими структурными сдвигами в функциональной структуре расходов бюджета и наибольшим ростом доли расходов на человеческий капитал в общем объеме расходов в 2012 г., в %
Структурные сдвиги в функциональной структуре бюджетных расходов | Рост доли (в %) расходов на «человеческий капитал» в общем обеме расходов бюджета. | ||
Республика Алтай | 28,45 | Республика Алтай | 13 |
Республика Калмыкия | 22,95 | Республика Калмыкия | 10,2 |
Республика Ингушетия | 20,92 | Свердловская область | 9 |
Свердловская область | 18,65 | Чувашская Республика–Чувашия | 8,6 |
Чеченская Республика | 17,55 | Приморский край | 8 |
Приморский край | 17,47 | Республика Северная Осетия–Алания | 7,8 |
Чувашская Республика-Чувашия | 17,23 | Челябинская область | 7,4 |
Республика Хакасия | 17,22 | Нижегородская область | 7,4 |
Московская область | 16,98 | Костромская область | 7,4 |
Республика Северная Осетия-Алания | 16,87 | Орловская область | 7,2 |
Российская Федерация | 9,36 | Российская Федерация | 4,6 |
Примечание: структурный сдвиг в укрупненной функциональной структуре бюджетных расходов рассчитывается как сумма изменений по абсолютной величине долей расходов различных видов (в %) в общем объеме расходов в 2012 г. по сравнению с 2011 г.
Источник: расчеты института «Центр развития» НИУ ВШЭ
Подводя итоги, зафиксируем: само по себе торможение экономической динамики оказало разнонаправленное воздействие на доходную базу региональных бюджетов, многие из которых столкнулись с падением доходов. В дополнение к этому уже первые попытки регионов исполнить требования майских указов Президента В. Путина привели к нарастанию искажений в устоявшихся бюджетных пропорциях.
В 2013-2015 годах многие регионы столкнутся с нарастанием дефицита финансовых ресурсов в силу дальнейшего давления федерального центра на рост отдельных расходных статей, что будет вести к очевидному росту несбалансированности структуры бюджетных расходов. Сегодня Минфин России считает, что эти изменения будут не столь значимыми, чтобы об этом стоило беспокоиться. Нам почему-то так не кажется.
Андрей Чернявский
Полный текст бюллетеня «Новые Комментарии о Государстве и Бизнесе» №43, 23 марта – 5 апреля 2013 г.