• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Товарный дефицит развалил экономику СССР

2 апреля открывается ежегодная Апрельская научная конференция Высшей школы экономики. OPEC.ru публикует обзоры наиболее интересных работ, представленных учеными на XIV конференцию. Начинаем мы с исследования Й. Сида (Япония) и Б. Кима (Ю. Корея) о влиянии всеобщего товарного дефицита и теневой экономики на развал советского народного хозяйства

Связь противоположностей

В своей научной работе «Дефицит и неформальная экономика в Советских республиках: 1965-1989» (ShortagesandtheInformalEconomyintheSovietRepublics: 1965-1989) Йосисада Сида (Yoshisada Shida, HitotsubashiUniversity, Tokyo) и Бюнг Йон Ким (Byung Yeon Kim, SeoulUniversity) исследовали неформальную экономику в Советском Союзе за период с 1965 до 1989 года, проанализировав уровни товарного дефицита на всем пространстве Советского Союза.

Дефицит и неформальная (теневая) экономика – это две связанные и весьма важные особенности советской экономики. Неформальная экономика и дефицит существовали с самого начала советского социализма. Эти стороны советской экономики до сих изучались отдельно, без анализа связей между ними. Поэтому оставались без ответов вопросы и о том, усиливают ли эти две переменные одна другую, образуя порочный круг, либо взаимодействуют таким образом, что сохраняется некое экономическое равновесие. Для понимания устройства советской экономической системы необходимо было выяснить, позитивным или негативным было влияние теневой экономики на товарный дефицит? Или же, наоборот, теневая экономика стимулировалась усиливающимся дефицитом товаров на рынке?

Хотя советские исследователи начинали обращать внимание на развитие «второй» (нелегальной) экономики незадолго до краха социалистического строя, их работы не предоставили достоверную оценку развития теневой экономики. Более надежные оценки стали возможны только после распада СССР, с использованием ранее не публиковавшихся работ по обследованию домашних хозяйств.

Й. Сида и Б. Ким в ходе анализа обнаружили тесную связь теневой экономики и товарного дефицита. Теневая экономика усиливала дефицит в официальной экономике, в то время как дефицит товаров и услуг было трудно устранить потому, что он был причиной скорее системных ошибок, чем политических.

Как правило, централизованная плановая экономика описывается как система, в которой план координирует экономическую деятельность предприятий и домашних хозяйств. Предполагается, что плановая экономика опирается на данные, которые содержат подробную информацию о затратах на производство, о выпуске продукции, о поставщиках и потребителях, о доходах домашних хозяйств и потребностях потребителей в товарах и услугах. Производители получают инвестиции в соответствии с такой информацией, а потребители снабжаются товарами и услугами в соответствии с прогнозами центрального (государственного) планирования. Таким образом, теоретически в условиях госплана существовала малая вероятность возникновения дефицита на потребительском рынке. Тем не менее, известно, что идеального государственного экономического планирования никогда не существовало, поскольку система плановой экономики часто страдала от непоследовательности и отсутствия точной информации о работе предприятий и их производственного потенциала.

В итоге оказывалось, что потребители не могли приобретать некоторые необходимые им товары в официальных магазинах. Реакцией на эти проблемы стало то, что домашние хозяйства и предприятия начинали осуществлять неформальные экономические действия: налаживали производство товаров и услуг неформально, то есть против закона или вне пределов той сферы, в которой работала официальная экономика. Эти товары затем продавались на рынках, принося своим производителям дополнительные доходы. Например, домашние хозяйства продавали продукты, выращенные на своих частных земельных участках, на колхозных рынках, которые можно назвать частью неофициальных рынков. Некоторые семьи занимались покупкой товаров в официальной торговой сети, чтобы затем перепродавать их по более высоким ценам также на неформальных рынках.

Исследователи высказали гипотезу, что одно из следствий дефицита – снижение предложения рабочей силы на рынке труда. Поскольку дефицитная экономика не стимулировала увеличение производительности труда (ибо купить за заработанные деньги можно далеко не все), работники были скорее заинтересованы в сокращении рабочего времени в пользу досуга, или занятости в неформальной сфере. В результате, сокращение производительности труда вело к еще большему росту дефицита.

Круговая «порочность»

С другой стороны, существование теневой экономики помогало в этих условиях сохранять стоимость денег, так как потребители имели возможность покупать дефицитные товары на теневом рынке. Было отмечена обратная связь двух явлений: дефицит увеличивал объемы неформальной экономики, которая, в свою очередь, усиливала товарный дефицит. Такая связь между этими переменными (дефицитом и теневой экономикой), как полагают исследователи, вела к тому, что система госпланирования в долгосрочной перспективе была неустойчивой, а объемы формального сектора экономики могли даже сокращаться.

Воздействие теневой экономики на экономику официальную неоднозначно. Как утверждают авторы исследования, неформальная экономика, как ни парадоксально, может влиять на экономику страны положительно, поскольку увеличивает гибкость цен на товарном рынке. Кроме того, наличие теневой экономики может несколько ослаблять инфляционное давление на официальном рынке за счет увеличения предложения товаров и услуг потребителю на неофициальном рынке. По мнению ученых, неофициальная экономика может несколько дополнять централизованную официальную экономику, ослабляя ее противоречия и иногда выполняя функции рыночного перераспределения товаров. Например, чем больше неформальная экономика удовлетворяет спрос на некоторые дефицитные товары и услуги, тем меньше дефицита в формальной экономике. То есть рост дефицита тормозится.

Тем не менее, исследователи уверены, что влияние теневой экономики на экономику страны является вредным. Ее увеличение далее определенного порога ведет к дестабилизации официальной экономики. Например, инвестиции, предназначенные для официальной экономики, перетекают в неофициальную, которая работает на генерирование все большей прибыли именно в теневом секторе. Что, естественно, еще более усиливает рост дефицитов на потребительском рынке. В данном случае эти две переменные формируют тот «порочный круг», который в итоге и стал одной из весомых причин дестабилизации всей экономический системы Советского Союза.

 

29 марта, 2013 г.