• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВТО не мешает защите российских производителей

С вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО) Россия не отказалась от протекционистских мер в отношении массы товаров, и так и не решила вопрос подготовки кадров для отстаивания собственных интересов. Дискуссия Экономического клуба ФБК

Прошло полгода после того, как длившихся рекордные 17 лет переговоры увенчались, наконец, вступлением России в ВТО. Предполагалось, что РФ вступает в эту организацию, что бы участвовать в выработке основных правил международной торговли, минимизировать издержки от протекционистских мер других стран, усилить конкуренцию между российскими производителями.

Но, как констатировал в своем выступлении в Экономическом клубе ФБК директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, первые полгода в ВТО показали, что российские власти преимуществами членства в организации особо не пользуются, зато активно применяют протекционистские меры, защищая собственных производителей. С 1 сентября 2012 года введен утилизационный сбор на импортные автомобили в размере 20 тысяч рублей. Для импорта грузовиков и автобусов нужно заплатить утилизационный сбор в размере 150 тысяч рублей. В декабре прошлого года пошлины на импортную зерноуборочную технику повышены до 27,5%. Причина тарифной защиты производителей комбайнов очевидна: по итогам первого полугодия 2012 года импорт комбайнов вырос на 92%, а покупка российской техники «просела» на 43%. Кроме того, уже принято решение о повышении ставок пошлин на молочные продукты с 15% до 20%, а на сливочное масло, творог и часть сыров – с 15% до 25%.

«Особого эффекта от вступления в ВТО россияне пока не почувствовали – и потому, что мало времени прошло, и потому, что 33% тарифов, которые снизили в день вступления в ВТО, – это всего лишь возвращение к докризисному уровню», – говорит Николаев.

Между тем, опасения, что снижение пошлин ударит по производителям и сократит доходы федерального бюджета, завышены. В 2013 году, подсчитал доцент экономического факультета МГУ Олег Буклемишев, российский бюджет недополучит 193 млрд рублей от отмены импортных пошлин и 24 млрд рублей – от отмены экспортных пошлин. Эти потери составляют всего 0,3% ВВП.

По мнению Буклемишева, главные проблемы лежат в иной плоскости. Сложности будут прежде всего из-за нехватки подготовленных кадров, например, юристов, для отстаивания интересов России в ВТО. Это значит, что такие услуги российским компаниям за большие деньги будут оказывать иностранные компании. Кроме того, государству придется научиться пользоваться разрешенными в ВТО мерами защиты своих производителей. Просто ввести запретительные пошлины будет уже нельзя.

Быть членом ВТО гораздо сложнее, чем присоединиться, полагает директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО, Алексей Портанский. Во-первых, нужны специалисты, знающие правила ВТО. Во-вторых, нужно определиться с глобальным вопросом реализации модернизационного сценария развития страны: «Эффективное членство в ВТО возможно только в том случае, если Россия выберет модернизационный путь развития. Если у нас возобладают инерционный или сырьевой сценарии, ничего от членства в ВТО мы не сможем получить. Продавать углеводороды и прочее сырье можно и без ВТО», – сказал эксперт.

Еще одна важная задача – попасть в «зеленую комнату», говорит Портанский. «Дело в том, что в ВТО сильна традиция подготовки решений в неформальной обстановке. Именно в «зеленой комнате» – с зелеными обоями – вырабатывают решения, которые потом будут формально приняты, – рассказал Портанский. – России нужно становиться умелым и значимым игроком и нужно попасть в «зеленую комнату».

В то же время вступление в ВТО представляется лучшим экономическим событием прошлого года, рассуждает Буклемишев. «Во-первых, мы покинули список стран, не входящих в ВТО, таких как Алжир, Лаос, Бутан, Таджикистан, Экваториальная Гвинея. Среди стран «большой двадцатки» РФ была единственной, не входящей в ВТО, – говорит Буклемишев. – Во-вторых, в долгосрочном плане ВТО хеджирует нас от фортелей собственного руководства, которые мы сами в протекционистских целях можем выкинуть».

«Стимулирование структурных сдвигов в экономике – это тот позитив от вступления в ВТО, который, на мой взгляд, уже начинает действовать», – полагает советник Института современного развития (ИНСОР) Никита Масленников.

См. также:

Вступление в ВТО как лекарство от «болезней» экономики
Вступление России в ВТО противоречит интересам российских сельхозпроизводителей
Участие в ВТО не связывает руки
ВТО сама по себе не является проблемой»
ВТО: введение в правовую систему

 

Автор текста: Селиванова Мария Олеговна, 4 марта, 2013 г.