• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реакция Китая на кризис: образцовая программа

Антикризисные меры китайского правительства могут оказаться достаточно успешными. По крайней мере, в этом году они обеспечат 3/4 роста ВВП Китая, прогнозирует Всемирный банк.

Рост китайской экономики, дольше всех сопротивлявшейся кризису, замедлится с 9% в прошлом до 6,5% в нынешнем году. В основном, из-за ухудшения внешнего спроса, говорится в ежеквартальном мартовском докладе Всемирного банка о Китае.

Гигантский вклад в рост китайского ВВП внесут в этом году антикризисные правительственные меры – дополнительные госрасходы обеспечат 3/4 прироста ВВП (4,9 процентных пунктов). Тем не менее, кризис не поставит под угрозу социально-экономическую стабильность КНР, как многие опасались, уверен ВБ. А реализуемые сейчас антикризисные меры ускорят осуществление планов китайского правительства по реструктурированию национальной экономики.

Негативный внешний фон

В IVквартале 2008 г, по оценке ВБ, мировой ВВП мог сократиться на 5%. Не исключено, что аналогичное снижение будет зарегистрировано и по итогам I квартала 2009 г. ВВП в этот период снижался у всех основных торговых партнеров Китая, включая США, Евросоюз и Японию.

Мировой финансовый кризис оказал лишь ограниченное влияние на китайскую финансовую систему (Китай стал беспокоиться за резервы, часть которых вложена в облигации Минфина США и американских ипотечных агентств). Но влияние глобального экономического кризиса на китайскую экономику оказалось очень заметным. Из-за снижения экспорта рост китайского ВВП, по оценке ВБ, составил в IVквартале по отношению к IIIкварталу 2,5%, а в годовом выражении опустился до 6,8%.

Падение китайского экспорта началось с ноября 2008 г. В первые два месяца 2009 г. объем экспорт уменьшился на 21% по сравнению с началом 2008 г. Падение экспорта сопровождалось до февраля еще более серьезным падением импорта. Это не удивительно, ведь до 1\2 китайского импорта – сырье и комплектующие, используемые при производстве экспортных товаров.

В феврале опережающее падение импорта прекратилось (импорт упал на 23,8% по сравнению с прошлым февралем, а экспорт – на 25,7%). При этом положительное внешнеторговое сальдо, в предыдущие три месяца державшееся на уровне около $40 млрд, составило лишь $4,8 млрд. Тем не менее, по оценке ВБ, нынешнее сокращение китайского положительного торгового сальдо – явление временное.

Антикризисные меры

Меры китайского правительства по локализации последствий кризиса включают наращивание госрасходов (объявленный в ноябре пакет мер – $585 млрд на два года) и увеличению кредитования экономики. За январь-февраль 2009 г. объем выданных кредитов составил 1,3 трлн юаней ($196,9 млрд) в месяц, в феврале кредитный портфель китайских банков был на 24,2% больше, чем годом ранее. Значительная доля (до 40%) выданных кредитов были краткосрочными и позволили китайским компаниям рассчитываться по текущим обязательствам. Но даже без учета коротких кредитов объем займов китайским компаниям вырос в феврале на 18,9%. По оценке ВБ, в значительной мере этот рост кредитования связан с реализацией заявленных правительством инфраструктурных проектов.

Внутреннее потребление продолжает расти

На фоне спада в экспорте рост потребления внутри Китая несколько замедлился, но  продолжает увеличиваться весьма высокими темпами (см. таблицу). Так, розничные продажи в период китайского Нового года были на 13% выше по сравнению с новогодними каникулами 2008 г.

Выигрывает Китай и от сильной конкуренции, которая способствует дефляции в период кризиса. Снижение цен на продовольствие привело в IVквартале 2009 г. к росту реального располагаемого дохода городских домохозяйств на 10,5%. Сельские домохозяйства должны выиграть от повышения правительством минимальных закупочных цен на зерно на 13-16%. По официальным прогнозам, их доход вырастет на 3,6%.

Важным фактором дальнейшего роста  потребления  должно стать запланированное китайским правительством 10%-ное повышение пенсий в 2009 и 2010 гг., а также рост социальных пособий.

Скрытая безработица

Официальная безработица в китайских городах к концу прошлого года выросла по сравнению с концом 2007 г. лишь на 0,2% – до 4,2%. Это не отражает всей глубины проблем с занятостью, с которыми столкнулась КНР.

Значительная часть китайских работников (включая мигрантов из сельской местности) просто не регистрируется в качестве безработных. Исследование, проведенное минсельхозом Китая перед китайским новым годом, показало, что работу потеряли 20 млн мигрантов из сельской местности – 15% от общего числа деревенских мигрантов-рабочих. На время новогодних каникул в свои родные деревни, по оценкам министерства социального обеспечения, вернулись 80 млн рабочих. 56 млн из них после праздников направились обратно в город, но работа по состоянию на начало марта имелась лишь у 45 млн из них.

По оценкам ВБ, 1% прироста ВВП (без учета сельского хозяйства) означает в условиях КНР создание 5,4 млн новых рабочих мест. Учитывая, что прирост ВВП будет на 3% ниже потенциального роста 2009 г., кризис будет стоить китайской экономике снижения занятости на 16-17 млн в среднем в течение года.

Бюджетные расходы: инфраструктура и социальный сектор

Китайский план мер по стимулированию экономики в размере 4 трлн юаней ($585 млрд) был принят в ноябре 2008 г. и включает в себя следующие мероприятия.

На расходы центрального бюджета приходится около 25% суммарных расходов. Остальные средства будут предоставлены провинциальными бюджетами и госкомпаниями. До сих пор неясно, какая часть перечисленных расходов была запланирована еще до начала кризиса. Вероятно, к таковым относится значительная часть средств, предусмотренных на восстановление пострадавших районов провинции Сычуань. Собственно расходы КНР на стимулирование экономики в связи с кризисом могут быть несколько меньше заявленных $585 млрд.

При этом китайский пакет мер не включает в себя снижение налогов и меры по  стимулированию потребления домохозяйств, которые, например, составляют весомую часть «плана Обамы».

Кроме поддержки инфраструктуры, китайское правительство пошло на значительное стимулирование экспорта. Изменен порядок взимания НДС, – его налоговый режим становится более ориентированным на потребление, а не на производство. Новый режим взимания  НДС позволяет не платить налог с расходов предприятий на увеличение основного капитала. Кроме того, снижены ставки НДС для малого бизнеса и промышленных компаний. В сумме это должно дать китайским компаниям выигрыш в $73 млрд в течение 2009 г.

Правительство объявило о проведении крупномасштабной реформе системы здравоохранения, направленной на улучшение доступа населения к медицинским услугам. Расходы на эти цели, по данным ВБ, составят в 2009-2011 гг. 850 млрд юаней ($124,4 млрд), из них 330 млрд юаней – средства центрального правительства.

Вероятно, значительно вырастут в связи с кризисом и прочие социальные расходы, но пока оценить масштабы этого роста невозможно. В 2008 г. в КНР был опубликован проект закона о социальном страховании, устанавливающий для всех граждан право на медицинскую страховку, пособия по нетрудоспособности, безработице и уходу за ребенком. Но детали и сроки реализации этого законопроекта пока неясны.

Также в канун китайского Нового года правительство впервые прибегло к прямой раздаче денег населению – 74 млн беднейших граждан получили в общей сложности 9,5 млрд юаней ($1,3 млрд). При этом жители сельских районов получали пособия в 100 юаней ($14,6), а горожане – 150 юаней ($21,9).

Риски дефляции

Кризис сопровождался замедлением роста, а с февраля – падением цен. В феврале в КНР потребительские цены были на 1,6% ниже, чем годом ранее. Дефляция продолжится еще некоторое время, полагает ВБ. Но у правительства есть инструменты для борьбы с дефляционными рисками: можно ослабить контроль за ценами в энергетике, коммунальном хозяйстве, добыче природных ресурсов, повысить экологические платежи, уплачиваемые многими предприятиями.

Долгосрочные последствия

Предпринимаемые правительством КНР антикризисные меры соответствуют долгосрочным целям китайской экономической политики, заявленным еще до наступления кризиса. В их числе – переориентация экономики с экспорта к внутреннему потреблению, находящемуся сейчас на низком уровне (39% ВВП). До кризиса китайское правительство ставило и цель выравнивания доходов, повышения социальной защищенности населения. Теперь эти планы стали только еще более актуальными.

Василий Кашин

 

 

 

Автор текста: Кашин Василий Борисович, 28 марта, 2009 г.