• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Потребители потеряли уверенность

Первые месяцы 2016 года российский потребитель прожил пессимистом. Настроения населения приблизились к антирекордам прошлых лет, отметили эксперты НИУ ВШЭ в очередном мониторинге потребительских настроений россиян.

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ЦКИ ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ подготовил мониторинг потребительских настроений россиян на основе ежеквартальных опросов Росстата. В них участвовали свыше пяти тысяч человек из всех регионов РФ.

В I квартале 2016 года российские потребители были настроены пессимистично. Индекс потребительской уверенности (ИПУ) составил (-30%). Это одно из самых низких значений за шестнадцать лет, хотя далеко не самое: (-58%) в IV квартале 1998 года.

Рисунок 1. Индекс потребительской уверенности

Источник: Росстат

До рекордных «минусов» за 6,5 лет опустились два компонента ИПУ – индексы произошедших изменений личного материального положения и ожидаемых изменений в экономике России.

Большинство респондентов не предполагают роста экономики в ближайшие двенадцать месяцев. 41% ждет негативных сдвигов, на позитивные надеются лишь 15%.

Заметно усилился пессимизм в отношении собственного благосостояния. Отрицательно его динамику оценили 53% (кварталом ранее – 48%). Ухудшение своего финансового положения спрогнозировали 33% (кварталом ранее – 31%) респондентов.

Одного из худших значений за последние годы (-43%) достиг индекс благоприятности условий для крупных покупок. До (-49%) снизился индекс благоприятности условий для сбережений. «Большая часть населения уверена, что условия и для сбережения средств, и для траты их на покупку дорогих товаров длительного пользования в настоящий момент не только неблагоприятны, но и продолжают ухудшаться», – сделали вывод эксперты ЦКИ.

Анализ ИПУ показал традиционные различия настроений по возрастным группам. Самой оптимистичной оставалась молодежь. Жители страны старше пятидесяти лет отличались – самые пессимистичные.

Существенно потеряли потребительскую уверенность россияне 30–49 лет:  с (-27) до (-31)%. «Оценки средней и старшей возрастных групп заметно различаются в благополучные годы и становятся практически одинаковыми в период кризисов», – объяснили авторы мониторинга. Возможными причинами такого выравнивания они считают кризисную оптимизацию издержек производства и напряженную ситуацию на рынке труда, которые резко снижают уверенность экономически активных потребителей.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

В настоящее время очевидно, что одним из главных негативных бенефициаров падения экономики страны стало население.

Если сравнивать поведение экономики в предыдущий кризис (2008–2009 годы) и кризис 2015 года, то можно с уверенностью констатировать, что нынешний спад ВВП страны (-3,8% в 2015 году) гораздо менее глубокий, чем в 2009 году (-8,2%). С другой стороны, характерной чертой сегодняшнего кризиса стало заметное ухудшение качества и уровня жизни людей. Реальные располагаемые денежные доходы населения в настоящее время падают уже шестнадцать месяцев подряд.

Следует иметь в виду, что годовые темпы роста реальных доходов в 2008 и 2009 годах не только не падали, но и росли. Следовательно, экономические потери текущего кризиса, причем не такие значительные как в 2009 году, оплачивают не только бюджет и корпоративный бизнес, но и население.

Выявляемое в последних опросах ухудшение индекса потребительской уверенности может негативно повлиять на рост концентрации населения по уровню располагаемых доходов. Главное здесь даже не в ограничении доступа к продуктам питания и товарам длительного пользования. Экономические кризисы никогда не продолжаются вечно, ситуация обязательно нормализуется, и корзина потребления восстановится. Главное, чтобы у населения резко не сократился доступ к социальным стандартам: здравоохранению, образованию, общим навыкам и знаниям, включая доступ к российскому и мировому культурному наследию. Если в этом направлении для части населения проблема усилится, то с лагом 5–10 лет можно ожидать негативного эффекта для общества в целом.

 Полный текст мониторинга «Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ) в I квартале 2016 года» (PDF, 1.38 Мб)

 

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 10 мая, 2016 г.