• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Медийная избирательность

Как СМИ конструируют реальность

Большое количество жертв в результате массовой трагедии может быть недостаточным фактором для того, чтобы событие стало темой номер один в СМИ. Значимую роль играет его включенность в информационную повестку. Это подтвердилось в результате  исследования особенностей освещения в российских медиа трех трагедий, случившихся в один день в декабре 2016 года. Речь идет об убийстве российского посла в Турции, массовом отравлении «Боярышником» в Иркутске и террористической атаке в Берлине.  

Теория повестки дня

В ходе исследования ученые использовали данные компании «Медиалогия», которая охватывает 40 тысяч русскоязычных СМИ – 1 974 газеты, 11 федеральных телеканалов, 34,905 онлайн изданий и 2,574 блогов. Также авторы проводили анализ освещения трагедий на данных базы печатной прессы «Интегрум». Полученные результаты отдельно отражены в статье, опубликованной в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».

В качестве основы исследователи опирались на теорию повестки дня (аgenda-setting theory). Ее суть заключается в том, что СМИ оказывают значительное влияние на общественность подбором того, что они освещают. То есть новости – это не просто отображение реальности, а сконструированная, отредактированная реальность. СМИ могут выделять определенные события, темы и проблемы, акцентируя на них внимание и заставляя тем самым аудиторию воспринимать их как чрезвычайно важные.  

Два базисных предположения теории повестки дня лежат в основе большей части исследований:

1. Пресса и СМИ не отражают социальные проблемы: они конструируют их

2. Сконцентрированность СМИ на некоторых проблемах и предметах принуждает общественность рассматривать их как более важные по сравнению с другими.

Понятие повестки дня появилось в науке в конце 1960-х. Современные ученые используют также   сетевую модель установления повест­ки дня (network  agenda-setting model), допускающую возможность объединения разных повесток дня в «связки», когда обсуждение проблемы происходит в контексте других вопросов, связанных с ней тематически.

Почему «Боярышник» проиграл конкуренцию

Три трагических события – массовое отравление «Боярышником» (концентрат для принятия ванн) в Иркутске, убийство российского посла Андрея Карлова в Турции и теракт на рождественской ярмарке в Берлине произошли в один день – 19 декабря 2016 года. В результате отравления суррогатным алкоголем погибло 74 человека по данным на 23 декабря, в целом пострадавших – более 120. Это самое крупное массовое отравление на территории постсоветской России и бывших союзных республик. Теракт в Германии унес жизни 12 человек.    

Логично было бы ожидать, что большее внимание СМИ привлечет событие с максимальным числом жертв, произошедшее на территории страны, считают авторы. Есть данные, которые позволяют делать такие предположения. Большее число жертв (и вообще наличие жертв) повышает внимание к трагедии. Об этом свидетельствует ряд исследований особенностей освещения террористических атак. Внимание со стороны СМИ к трагедиям может варьироваться под влиянием различных факторов. Интенсивность дискуссии оказывается более высокой при наличии жертв, а также в случае некоторых специфических типов террористических действий (например, атаки на борту самолетов), комментирует Анастасия Казун. Также, как отмечает исследователь, события в стране привлекают привлекают большее внимание, чем то, что происходит у соседей.  

В случае терактов за рубежом на число сообщений в СМИ почти не влияет число жертв, важнее отношения между странами.

«В качестве факторов, определяющих число упоминаний страны в международных новостях, предлагается выделять характеристики страны (размер экономики, политическое влияние), ее взаимоотношения и связи с другими странами, а также уровень ее экономической и политической нестабильности.

К характеристикам страны, определяющим ее место в мировой новостной повестке, могут быть отнесены ее размер и влияние на политической арене. Так, значение имеют объемы экономики страны, ее военный потенциал и численность населения. Важным оказывается также наличие контактов, степень близости между странами. Так, например, наличие значительной географической или культурной дистанции будет снижать интерес к стране. Значение имеет и наличие двусторонних торговых отношений между странами: события в стране – торговом партнере будет освещаться с большей вероятностью, чем новости страны, торговые отношения с которой отсутствуют.

Впрочем, не все сводится к политическому влиянию и экономике страны, значение имеют и сами характеристики события. Исследователи отмечают, что СМИ в США с большей вероятностью обратят внимание на иностранные события, которые противоречат американским национальным ценностям».

 Анастасия Казун

В ходе анализа исследователи сравнили степень внимания к трем трагедиям в разных типах СМИ. Так, например, за пять дней с 19 по 23 декабря тема убийства посла на Первом канале освещалась  54 минуты, теракт в Берлине около 15 минут, отравление алкоголем около 12 минут. В передаче «Воскресное время» 25 декабря турецкий сюжет занял около 20 минут, а темы берлинского теракта и алкогольного отравления по девять минут.

Похожая диспропорция с онлайн-изданиями. Авторы проанализировали 34,905 онлайн изданий. Выяснилось, что за те же дни убийству посла было посвящено 40,694 статей, отравлению 16,933, а теракту в Берлине 14,803. В печатных СМИ разброс не настолько сильный.  И, как показали результаты анализа данных по базе «Интегрум», региональные газеты написали об иркутском инциденте наибольшее количество статей. Возможно, это связано с целевой аудиторией читателей, предполагают авторы.

Терроризм vs бедность и алкоголизм

Преступления в отношении дипломатов случаются редко. Последний раз российского посла убивали около 90 лет назад. Подобное событие касается не только России, но и всего мира, и оно связано с темой терроризма.

Напротив, гибель от алкогольной интоксикации – достаточно частое явление. Так за три квартала 2016 года в России было зафиксировано более 36 тысяч случаев алкогольного отравления, каждый четвертый из которых закончился летальным исходом.

То есть факт того, что инцидент с «Боярышником» в определенной мере остался «за кадром» на фоне других трагедий, может выглядеть как объяснимое явление. Тем не менее, согласно исследованиям, на степень внимания журналистов к тем или иным темам влияет множество факторов. Международная значимость – не главный, отмечают авторы. Например, лишение России права голоса в ПАСЕ было событием международного уровня, но не привлекло особого внимания СМИ и населения. Об этом, в том числе свидетельствуют данные социологических опросов.

Чтобы понять, почему алкогольное отравление проиграло «конкуренцию» в медиа,  авторы  проанализировали то, с какими особенностями освещались три трагедии. Подтвердилось, что характерной чертой дискуссии об убийстве посла оказалась ее встроенность в несколько других популярных сюжетов, среди которых и теракт в Берлине. Также тема соотносилась с вопросом действий России в Сирии и эпизодически упоминалась в дискуссии об ИГИЛ. Встречалась и совершенно неожиданная связка сюжета с открытием исторической сцены «Малого театра». Трагедия помешала В.Путину посетить торжественное мероприятие.

Отравление «Боярышником», напротив, освещалось как одиночное событие – без встроенности в актуальную повестку дня и, без связи с публикациями по проблеме бедности, вопросам социальной политики и алкоголизма. Основная дискуссия вокруг «Боярышника» сводилась к  тому, «кто виноват и что делать». «Спецоперация» по поимке виновных в отравлении концентратом органически перекликалось со спецоперациями по поиску исполнителей теракта в Берлине и расследованием убийства  посла. «Эти разные по своей сути трагедии подавались в рамках одного фрейма, при котором государство выступало в качестве сильной стороны, карающей виновных, а не слабой, допустившей трагедию», – отмечают авторы.  

Объединение нескольких значимых проблем в ситуации с убийством посла можно интерпретировать, как стремление к их дополнительной проблематизации, отмечается в исследовании. Что касается отравления суррогатным алкоголем, то в повестке дня, традиционно обсуждаемой российскими медиа, по мнению авторов, не нашлось тем, которые можно было бы органически связать с отравлением алкоголем. СМИ мало и нечасто говорят о бедности, социальном неравенстве, алкоголизме. Эти вопросы в итоге не конструируются как проблемные, отмечают ученые

В ходе проведенного исследования  модель сетевой повестки дня впервые применялась к дискуссиям в разных типах медиа на примере нескольких одновременных событий.  До этого были работы, где сравнивалась сетевая повестка по одному вопросу в СМИ разных стран. Подобные исследования позволяют дополнить понимание того, как может работать государственная цензура, считают авторы. IQ

Авторы исследования:

Анастасия Казун, младший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ
Антон Казун, научный сотрудник Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ

Материалы по теме

Частичная драма

Как речевые маркеры лжи стали средством самозащиты

Скорее жертвы, чем враги

Что говорит об ушедших в ИГИЛ молодежь Дагестана

Как алкоголь влияет на продолжительность жизни

Злоупотребление спиртным вносит немалый вклад в преждевременную смертность в России.

Как теракты бьют по фондовым рынкам

Атаки террористов способны парализовать работу биржи, но преодолеть панику участники торгов могут с наименьшими потерями.

Самогон или домашнее вино: что выбирают россияне

Потребители домашнего алкоголя пристрастий не меняют.

Пять научных фактов о медиа

«Оцифрованная» реальность меняет медиа и их потребителей.