• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Какие школьники завоевывают авторитет и симпатию

Наиболее популярные в классе ученики обычно демонстрируют просоциальное поведение, установили исследователи НИУ ВШЭ. Такие дети общительны, дружелюбны, ответственны и отзывчивы. Как правило, это хорошие организаторы и сильные ученики.

Ученые проанкетировали почти 2400 девятиклассников из 55 школ Санкт-Петербурга и провели 60 интервью с учениками 9-11 классов 15 школ. Исследование показало, что значимость просоциальных установок для школьников сказывается в самом отношении к понятию «популярность». До половины респондентов в принципе отвергают это понятие, поскольку оно ассоциируется с неравенством. Такие представления исследователи объясняют «преобладанием в российском обществе ценностей коллективизма» в противовес индивидуализму.

Опрошенные, которые воспринимали популярность более позитивно, ассоциировали этот феномен с социальным одобрением и поддержкой и успехами в учебе.

«Душа компании», открытый, приятный, интересный в общении, добрый, веселый, харизматичный, энергичный, умный — такие характеристики дети давали популярным одноклассникам. Обладают авторитетом и пользуются симпатией сверстников и ученики, готовые нести ответственность за коллектив. Так, популярными называли старост класса. Иногда лидерство связывали с группой учеников.

Интервью не показали гендерной специфики популярности. Но ряд нюансов выявили анкеты. Так, девушки часто обладают высоким социальным статусом в классе, если они добры и привлекательны (в том числе умеют модно одеваться). Рейтинг юношей повышают успехи в спорте, умение постоять за себя и недоверие к авторитетам (например, споры с учителями).

Любопытно, что в интервью старшеклассники не упоминали тех неформальных лидеров, которые проявляют агрессию и манипулируют окружающими. В то же время, в анкетах о причинах популярности респонденты все же назвали ряд отрицательных характеристик: высокомерие, грубость и употребление алкоголя. Однако в целом такая «отрицательная харизма» относилась лишь к 15% популярных школьников, заключают исследователи.

7 февраля