• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Одеты для метро

Как подземка формирует гардероб горожан

Signature/ISTOCK

Метро не просто перемещает миллионы пассажиров, но и существенно влияет на их стиль одежды. Оксана Запорожец выяснила это на примере жителей Москвы. Доклад по результатам исследования представлен в программе XIX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Наряд по обстоятельствам

Гардероб горожан зависит от городского пространства и способов взаимодействия с ним. Человек, регулярно спускающийся в метро, предпочитает и соответствующий стиль одежды, утверждает Оксана Запорожец.

Проследить, как этот стиль менялся на протяжении десятилетий, исследователю помогли интервью с постоянными пользователями столичной подземки в возрасте 22–77 лет. Выяснилось, что выбор их одежды диктуется рядом обстоятельств:
 восприятием метро как пространства с особым микроклиматом и плотностью физического соприсутствия;
 представлениями о безопасности и комфортности применяемых в метро технологий — их «дружелюбности» в отношении одежды;
 ожиданиями относительно других пассажиров — их возможными действиями или реакцией в адрес пассажира;
 культурой пользования вещами — ориентацией на кратковременное/долговременное пользование вещью или одеждой, забота о них.

Градус комфорта

Понимание метро как особого тактильного пространства (пространства тесного соприсутствия) заставляет отдавать предпочтение гардеробу в темных тонах.

Собственный температурный режим метрополитена образует стиль одежды человека, менее зависимого от холодной погоды: выбор более легких вещей зимой и отсутствие дополнительных летом.

Сезонная одежда формирует и особые практики обращения с ней — набор действий, обеспечивающих пассажирам температурный комфорт. От простых (расстегивание или снятие) до более сложных, в том числе с учетом реакции окружающих.

«Мне мама всегда говорила, что, когда заходишь в метро с улицы нужно обязательно, как минимум, расстегнуть верхнюю одежду, это обеспечивает определенную температуру тела, и таким образом, готовит человека к выходу из метро, чтобы контраст был не слишком большой. Хотя, конечно, это всегда проблема – как снять, как держать одежду, чтобы не задеть других пассажиров» (регулярная пользовательница метро, 22 года).

Дело не в шляпе

Контакты людей в метро поверхностные и кратковременные, но это не отменяет зависимости внешнего облика от ожидаемой реакции окружающих. По словам Оксаны Запорожец, эта реакция реконструируется на основании обобщенного образа Другого — «типичного» пассажира подземки: «Нередко в интервью озвучивалась позиция, что метро — наиболее демократичный городской транспорт, где слишком хорошо одетые люди не просто замечаются, но и вызывают гамму чувств — от удивления до активного неприятия. Особенно отчетливо эта позиция проявлялась, когда речь шла о московском метро 1990-х, в котором появление хорошо одетых людей могло рассматриваться как социальный вызов, воображаемый или реальный».

«В 1990-е годы в метро стали ездить бедные люди, просто бедные. Потому что все, кто не был такими, пересели на машины. И метро превратилось просто в город нищих… Тогда я перестала носить шляпу…, а до этого я мужскую шляпу носила всегда. И мне подруга сказала: «Почему ты не носишь шляпу?» И я ей сказала, что я не могу войти в таком виде в метро. Вокруг люди совершенно по-другому одеты. Я не могу такая разнаряженная туда войти» (регулярная пользовательница метро, 68 лет).

Социальный контроль

Участники интервью отмечают, что чувствуют в метро социальный контроль, как в отношении действий, так и в отношении одежды. Обычно он проявляется в мимолетных взглядах, эмоциональном напряжении, реже — в прямых высказываниях. Автор исследования называет это воображаемой или реальной классовой репрессивностью. Она была особенно характерна для 1990-х–начала 2000-х годов, заставляя некоторых горожан отказываться от пользования метрополитеном вообще или в определенное время.

Мнение о попутчиках как о людях, ограниченных в средствах, приводило к стремлению одеться в более приемлемые вещи, чтобы не «обижать своим внешним видом», «не подчеркивать социальную дистанцию».

«Можно предположить, что метро является пространством, по умолчанию поддерживающим обыденный стиль одежды и некоторый «средний» уровень благосостояния, которые задаются как социальным контролем, так и самоконтролем его пользователей», — говорится в исследовании. А яркие исключения из правила места (небанальные или праздничные наряды, изношенная и бедная одежда) это правило лишь подтверждают.
IQ

Автор исследования:
Оксана Запорожец, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ) НИУ ВШЭ 
Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 17 апреля, 2018 г.