• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выстраданное Средневековье

Как (де)конструируются исторические образы Выборга для туристов

Участники экспедиции в средневековых костюмах / Фото из личных архивов Александры Колесник

Аутентичное и «дополненное» Средневековье — главная туристическая фишка города Выборг в Ленинградской области. В его репрезентации «для гостей» доминирует медиевализм — обращения к Средним векам в современной культуре. Туристическая индустрия «достраивает» выборгское прошлое с помощью популярной символики Средневековья — от рыцарей и замков до алхимии. Элементами стилизации выступают театрализованные экскурсии, фестивали и квесты. IQ.HSE проанализировал медиевалистский ореол Выборга с помощью исследования молодых учёных НИУ ВШЭ.

Многослойный город

Города с долгой и мультикультурной историей урбанисты сравнивают с палимпсестами — текстами, в которых дискутируют разные эпохи и смыслы, а подчас — и реальное с воображаемым. Выборг — тоже палимпсест. Основанный в 1293 году шведами, он с 1710 года вошёл в состав Российской империи, в 1917-м стал финским, а в 1944 году — советским. Не случайно Выборг называли «городом четырёх языков»: здесь жили шведы, финны, русские и немцы.

Эти мультикультурные истоки города отчётливо осознаются экскурсоводами и краеведами. В беседе с исследователями НИУ ВШЭ научный сотрудник Выборгского замка рассуждал о «многослойности» города. По его словам, от средневекового поселения «почти ничего не осталось», а отнести какое-либо здание только к Средневековью нельзя: «оно впитало в себя все [исторические слои], то есть это — как торт Наполеон».

И действительно: в Выборге соседствуют старинные здания и, например, Северный модерн (родом из Швеции, Норвегии, Финляндии). Пример регионального модернизма — знаменитая библиотека Алвара Аалто, построенная в первой половине 1930-х. А если говорить о средневековых памятниках, то они существенно перестраивались в последующие столетия. 

Тем не менее, город представляют туристам именно в модном «средневековом» флере. С 2020 года именно он во многом помог увеличить турпоток в Выборг. Впрочем, туристической успешности города способствовало и открытие объектов после реставрации. В последние годы в Выборге были отреставрированы башня Ратуши, Часовая башня, Выборгский замок и здания, входящие в архитектурный комплекс замкового острова, — башня Святого Олафа, Дом наместника и три корпуса Цейхгауза. И, если смотреть отзывы гостей о городе, большинство из них — о «средневековых» объектах, а также фестивалях, экскурсиях, квестах и мастер-классах в духе медиевализма.

Очевидно, что это опосредованное современными представлениями Средневековье в «упаковке» романтизма и экзотики. О его популярных образах писал ещё в 1980-х культуролог-медиевист, писатель Умберто Эко. В числе главных ассоциаций со Средними веками — благородные рыцари, прекрасные дамы, замки, готическая архитектура — но и голод, чума, пытки. Причём этими клише порой оперируют даже культурологи и историки.

Часть этих лейтмотивов фигурирует и в «экскурсионном» нарративе о Выборге. Особенно замок — типичный маркер туристического Средневековья, ассоциирующийся с битвами, пирами, турнирами и пр. Правда, Выборгский замок — и правда единственный в России средневековый замок в западноевропейском стиле.

Оптика туристического брендинга

При этом за медиевалистским нарративом о городе стоит использование «увеличительного стекла» — специфической линзы, которая позволяет не только увидеть новые подробности истории, но и домыслить их. Или же «усреднить». Соблюдение фактической точности в данном случае не обязательно. Как пояснил один из авторов «средневековых» квестов, при подготовке мероприятия ему нужна лишь общая картина без штрихов.

В театрализованных экскурсиях, квестах, мастер-классах Средневековье, по сути, — лишь предлог, используемый для привлечения туристов, отмечают историк Александра Шуринова и филолог Анастасия Паршутич из НИУ ВШЭ. Их исследование включало экспедицию в Выборг, онлайн-опрос местных жителей и глубинные интервью с экскурсоводами и краеведами в июле 2022 года.

«Достройка» прошлого в туристической версии места — стратегия, конечно, не только Выборга. Нечто похожее наблюдалось в случае с музеем-заповедником Царицыно. Поначалу там пытались развивать идею «Золотого века», идею связи с Екатериной II (которая там почти не бывала). Потом концепция изменилась — в сторону «музея иллюзий, фантазий и утопий XVIII века». Музей перестали привязывать к екатерининскому наследию, включили историю XIX века и пр. Музей стал многослойным, комплексным — словно тот же торт.

Но вернёмся к Выборгу. Если развивать метафору города-торта, то можно сказать, что в случае с Выборгом туристов угощают тем куском, который украшен с наибольшей фантазией и смотрится особенно аппетитно.

Впрочем, можно предложить и другие гастрономические метафоры — например, вкусного выборгского кренделя, ставшего брендом этого города. В 2000-е годы на основе различных источников, в том числе книг финских краеведов, было придумано несколько историй про него — с целью продвижения среди туристов.

Создательница ресторана средневековой кухни вспоминает: «Что-то брали как факт, что-то — как легенду, как вымысел, добавляли какого-то очарования этой истории... В основе были факты, собранные, в целом, по Средневековью: мы читали информацию, обобщали и немножко приукрашивали». Но чего не сделаешь ради эмоций и впечатлений!

Ярмарка впечатлений

Мероприятия на территории замка поддерживают его средневековый образ (когда-то он был резиденцией шведских наместников): в краеведческом музее есть постоянная экспозиция «Шведский Выборг» о средневековой истории города. На территории замка также проводятся мастер-классы по гончарному и кузнечному делу, есть площадка для стрельбы из лука.

Выборгский замок действительно был основан в Средневековье, в 1293 году. Но первоначальный его облик не сохранился. От того периода до нас дошла лишь нижняя часть башни Олафа. Остальное — более поздние надстройки. Тем не менее, и экскурсоводы, и краеведы, и жители города называют замок в числе средневековых мест города.

Самое, пожалуй, зрелищное мероприятие местной индустрии впечатлений — реконструкторский фестиваль «Средневековые дни в Выборге», во время которого проходят рыцарские турниры, ярмарка, уличные представления, музыкальные концерты.

Экскурсии по городу тоже нередко становятся театрализованными представлениями. Некоторые экскурсоводы «продают» впечатления, используя средневековые костюмы и музыку. Но главный критерий — гармоничность, а не достоверность. «Я в своём средневековом костюме вполне вписываюсь в любую, от Круглой башни до замка, из наших улочек», — уверял один из информантов. Городские рестораны и сувенирные лавки тоже поддерживают дух медиевализма — с помощью музыки, интерьера, одежды сотрудников и пр.

Впрочем, туристам рассказывают не только то, что они хотели бы услышать. Порой происходит и деконструкция мифов, которая не хуже воздействует на эмоции, чем «дополненная реальность» Средневековья.

Деконструкция легенд

Экскурсоводы нередко провоцируют у гостей города «разрыв шаблона», развенчивая популярные мифы или указывая, что «достоверных фактов не существует». В случае с Выборгом это — вдвойне правда: материальных и письменных источников, связанных со Средневековьем, сохранилось мало. При этом в репрезентации города, по-видимому, налицо всеобщий тренд: доминантой туристического брендинга все чаще становятся универсальные, усреднённые, лишенные индивидуальности образы прошлого.

Впрочем, развенчание стереотипов — тоже весьма впечатляющий аттракцион. Как сам конструкт средневекового Выборга, так и его критика направлены примерно на одно и то же: привлечь внимание гостей города, заинтересовать их. Например, в Рыцарском доме, где проходят выставки доспехов, средневековых костюмов и пыточных орудий, экскурсоводы критикуют романтический образ Средневековья, приводят легенды, придуманные в XIX веке, и предлагают порассуждать о том, почему людей интересуют пытки.

Показательно, что жители города могут не знать о всех проводимых культурных мероприятиях. Кто-то участвует в этих активностях, кто-то — совершенно не осведомлён о них. И даже легенда о выборгском кренделе известна не всем, поскольку она адресована прежде всего туристам.

И всё-таки: почему нарратив о городе так сфокусирован на Средневековье? Исследователи предполагают, что этот период в глазах местного населения «представляется менее проблемным по сравнению с финским или советским».

Другая причина этого акцента — мода на медиевализм. Значительная часть стратегий экскурсоводов основывается на известных большинству образах, а не на конкретной истории Выборга, поскольку, как уже говорилось, материальных и письменных артефактов этого периода сохранилось немного. Впрочем, и «достроенная» история города очень любопытна — пусть она порой и напоминает мастерски сработанное фэнтези.
IQ
 

Авторы исследования:
Александра Шуринова, стажер-исследователь Института региональных исторических исследований НИУ ВШЭ

Анастасия Паршутич, выпускница образовательной программы «Филология» НИУ ВШЭ

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 27 июня, 2023 г.