• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новый КГБ №5

Стагнация в мировой экономике неизбежно приведет к снижению цен на сырьё. Поэтому российской власти лучше бы подготовить запасной экономический план. Пока же в Думу вносят вполне оптимистический бюджет на ближайшие три года, отмечается в очередных «Комментариях о Государстве и Бизнесе» от Центра развития НИУ ВШЭ

Адекватор

«Выборы» состоялись. На очереди – кризис

Есть «хорошая» новость: «выборы» Президента России состоялись! Возможно, это и позволит снять часть политической неопределенности…

Однако кадровые перестановки в высших эшелонах, начавшиеся с громкой отставки вице‐премьера и министра финансов А. Кудрина, и массированный грядущий переезд чиновников из Белого дома в Кремль или из Кремля в Белый дом могут парализовать российскую власть на несколько месяцев вперед. А если учесть, что и в своём обычном состоянии наша власть не очень приспособлена к быстрому анализу ситуации и принятию адекватных решений в кризисной ситуации (вспомните паралич власти осенью 2008‐го!), то приходится лишь надеяться, что кризис случится попозже, ну хотя бы после мая 2012‐го.

А в том, что он случится, у нас остается всё меньше сомнений. Экономика США стремительно тормозит, все возможные индикаторы указывают на ухудшение ожиданий производителей и потребителей, на то, что замедление экономического роста затрагивает всё бόльшее количество штатов. Еврозона всё глубже погружается в долговой кризис, и если еще год назад речь шла только о Греции, Ирландии и Португалии, то сегодня к ним добавляются не только Испания и Италия, но и банковские системы многих стран Европы. Похоже, не осталось тех, кто видит возможности для Греции избежать дефолта, сколь бы решительными и жесткими не были шаги греческого правительства.

Скорее всего, это лишь вопрос времени, ведь, даже получив очередной транш помощи сегодня, через три месяца Греции предстоит доказать своё право на получение следующего транша, а потом еще через три... Дефолт же Греции и реструктуризация её долгов неизбежно вызовут эффект домино и вовлекут в себя других участников, государства и банки. И хорошо, если вся эта болезненная процедура пройдет быстро – например, за полгода, – но ведь это «удовольствие» может растянуться года на два‐три. (Вспомните, последний цепной кризис на развивающихся рынках начался в Чехии и Таиланде в мае‐июне 1997‐го, а завершился лишь в январе 2002‐го, когда Аргентина покинула режим currency board.)

И чем дольше европейские власти будут двигаться к расчистке государственных и банковских балансов, тем дольше будет сохраняться напряженная ситуация в мировой банковской системе, у банков будет меньше желания кредитовать реальный сектор, и, следовательно, тем меньше надежд на быстрое преодоление стагнации/рецессии. А стагнация в мировой экономике неизбежно приведет к снижению спроса на сырье и... к снижению цен на сырьё.

Одним словом, внешний фон для российской экономики сгущается. Мы бы посоветовали российским властям провести непредвзятый анализ уроков кризиса трёхлетней давности и разработать план «В», не дожидаясь того момента, когда приход кризиса станет очевидным для любой кухарки. И самое главное, постараться не повторять старых ошибок: например, не предоставлять банкам неограниченную рублевую ликвидность, которая нужна им лишь для того, чтобы подтолкнуть Банк России к началу очередной «плавной девальвации». А то что‐то слишком много дискуссий о правильном курсе рубля развернулось в треугольнике Минфин – Банк России – Минэкономразвития.

Сергей Алексашенко

 

Бюджет

Этюды рецессионного оптимизма

21 сентября Правительство России одобрило Проект федерального бюджета на 2012–2014 годы; на следующей неделе он будет внесен в Государственную Думу

Доходы. Министерству финансов не позавидуешь. В соответствии с Бюджетным кодексом Проект федерального бюджета необходимо представить для утверждения в Государственную Думу не позднее 1 октября, а степень неопределенности перспектив мирового и российского развития увеличивается день ото дня. Как мы писали в «Новом КГБ» № 4, Проект федерального бюджета основан на весьма оптимистическом макроэкономическом прогнозе. В число важнейших исходных условий, лежащих в основе этого прогноза на 2012 год, входят: цена на нефть 100 долл./барр., темп роста мировой экономики 3,9%, номинальный курс доллара к рублю на уровне 28,7 рублей. Темп роста российской экономики в 2012 году в соответствии с базовым вариантом прогноза должен составить 3,7%. При заложенной в прогнозе умеренной инфляции в 5–6% доходы федерального бюджета в 2012 году должны составить 11789 млрд. руб. (мы акцентируем внимание на 2012 годе, поскольку бюджет на 2013 и 2014 годы неизбежно будет существенно скорректирован).

Расходы федерального бюджета, млрд руб.

Примечание. По «Силовому блоку» показаны расходы на оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность; по блоку «Социальная политика» – расходы на социальную политику, включая трансферты внебюджетным фондам; по блоку «Человеческий капитал» расходы на образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру, кинематографию и СМИ; по блоку «Поддержка экономики» – расходы на национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, дотации регионам.

Источник: Минфин, расчеты Центра развития

 

В принципе, ничего невероятного макропрогноз, лежащий в основе бюджетной конструкции, не содержит. В последних сентябрьских «Перспективах развития мировой экономики»3, несмотря на все угрозы и вызовы, МВФ оценивает рост мировой экономики в 2012 году в 4%, а российской экономики – в 4,1%, снижение цены на нефть составит всего 3,1%. Тем не менее соответствие прогнозу МВФ не снимает проблем с российским макропрогнозом и с доходами федерального бюджета. Во‐первых, МВФ является штатным оптимистом, в его задачи не входит запугивание мировой общественности. Во‐вторых, в предкризисный период, в котором находятся сейчас экономики США и еврозоны, резко расширяется диапазон возможных траекторий развития мировой экономики.

Структура расходов федерального бюджета, в %

 

Источник: Минфин, расчеты Центра развития

Мы утверждаем: правительство отказалось от бюджетного планирования, основанного на умеренно консервативном подходе, что является обычной практикой многих развитых стран. При построении проекта бюджета на ближайшие три года использован возможный, но весьма оптимистический прогноз, соответственно, резко возрастают риски нехватки намеченных доходов федерального бюджета и намеченных ресурсов финансирования бюджетного дефицита (по нашей оценке, сокращение цены нефти на 5 долл./барр. в 2012 году приведет к сокращению доходов федерального бюджета на 3%).

Расходы. Оптимистический подход к планированию доходов позволил правительству заметно увеличить и расходы федерального бюджета. По сравнению с вариантом, обнародованным в июле в составе «Основных направлений бюджетной политики», расходы федерального бюджета на 2012 год увеличены на 460 млрд руб. Дополнительным ресурсом увеличения бюджетных расходов по ряду направлений стало сокращение, по сравнению с июльской версией, процентных расходов за счет уменьшения уровня бюджетного дефицита. Оценить, по каким направлениям расходов распределены дополнительные финансовые ресурсы, не так просто, поскольку в проекте бюджета, в приложениях, посвященных структуре расходов, показана только «открытая» часть расходов, не включающая в себя более половины расходов на оборону и существенную часть расходов на национальную безопасность.

Изменения основных параметров федерального бюджета, в % ВВП

 

Источник: Минфин России

Если в 2011 году федеральный бюджет можно было сбалансировать при цене нефти 105 долл./барр., то в 2012 году, по нашей оценке, нулевой дефицит достигается при цене 115–116 долл./барр. Оптимистический прогноз позволил сократить бюджетный дефицит с 2,7% ВВП до 1,5% в 2012 г. Постоянно меняющаяся стратегия Минфина в сфере финансирования бюджетного дефицита теперь предусматривает нетто-заимствования на внутреннем рынке государственных ценных бумаг в размере 1208 млрд руб., на еврооблигационном – в размере 160,9 млрд руб. При этом Резервный фонд должен увеличиться на 565 млрд руб. (Такие операции хорошо проводить в спокойные, а не кризисные времена.)

Доходы от приватизации на 2012 год, судя по проекту бюджета, предусмотрены в объеме, не превышающем 195 млрд руб. Это существенно ниже показателей, намеченных два месяца назад в «Основных направлениях бюджетной политики», не говоря уже об объемах, которые в летние месяцы озвучивали помощник президента А. Дворкович и министр экономики Э. Набиуллина — от 450 млрд руб. до 1 трлн руб. (оказывается, государство и не думает расставаться с госсобственностью).

Ну а что произойдет в случае рецессии? Ответ очевиден: будем тратить (а не накапливать) средства суверенных фондов, Резервного фонда (ожидаемый объем в конце 2011 года – 1,8 трлн руб.) и Фонда национального благосостояния (2,7 трлн руб. по состоянию на 1 сентября текущего года). Правда, если их сильно потратить, то неизбежно будет снижен российский суверенный рейтинг, что осложнит выход на внешние рынки не только Минфину, но и российским корпорациям.

Но кто из политиков готов вслух думать о негативных сценариях накануне выборов?

Андрей Чернявский

Полный текст обзора "Новый КГБ" №5, 10 - 23 сентября 2011 г.

 

27 сентября, 2011 г.