• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

США: институциональный кризис

Кризис и ошибочная политика президента Барака Обамы может пошатнуть институциональные основы экономики США, доверие к ней инвесторов и статус доллара как мировой резервной валюты, рассказал на лекциях в ГУ-ВШЭ Карл Уильям Ви.

Карл Ви (Karl William Viehe) – советник по стратегическому планированию японской инвесткомпании Sojitz Corporation  (управляет активами в $60 млрд). В 1991 г. Карл Ви принимал участие в разработке правовых основ российского фондового рынка. Он был вице-президентом рабочей группы, в которую входил ставший вскоре премьером Егор Гайдар. Карл Ви в 1990-х гг. был профессором George Washington University и в International Law Institute. В 2002 г. в «Экономическом журнале» ВШЭ была опубликована статья Ви о трансформации международных рынков капитала под влиянием дела Enron. В 2004 г. Ви выступал на конференции Института экономики переходного периода с лекцией о достижениях и проблемах стран СНГ в построении рыночной экономики.

Администрация Барака Обамы предпринимает непродуманные и политически мотивированные шаги, наносящие ущерб интересам инвесторов и ставящие под вопрос позиции доллара как резервной валюты, отметил на этой неделе Карл Ви на лекциях в ВШЭ (организованы при  поддержке Кафедры банковского дела и Банковского института ГУ ВШЭ)

Причины и перспективы

Особенность нынешнего кризиса – его глобальный характер и отсутствие страны, способной претендовать на роль локомотива, который вытянет мировую экономику из спада. Экономика Китая продолжает расти (на 6,3% в Iквартале), но она еще недостаточно велика, чтобы сыграть такую роль на фоне острого спада в США и Евросоюзе (в 2008 г. номинальный ВВП Китая – $4,4 трлн, США – $14,2 трлн).

Среди причин кризиса Ви отметил крайне низкое качество регулирования финансового сектора и слабое управление рисками со стороны банков США и всего мира. В ходе кредитного бума в Штатах банки выдавали кредиты на основе оценки активов заемщика, а не его доходов. При этом показатель LTV (loan to value ratio, отношение кредита к стоимости активов) вместо «разумных» 60-70% доходило до 95%, а в отдельных случаях – и до 110%. То есть домохозяйство имело возможность получить кредит в $550 000 под покупку дома стоимостью $500 000, потратив $50 000 на что-нибудь другое.

Такая практика могла продолжаться только на фоне неуклонного роста цен на недвижимость. Как только американский потребитель осознал, что недвижимость стала слишком дорогой, катастрофа стала неизбежной, отмечает Ви. При этом обычная норма резервирования (8% капитала) не могла обеспечить платежеспособность банков. Например, Citigroup пришлось прибегнуть к госпомощи несмотря на резервы в $160 млрд. Последующая ситуация характеризовалась максимальной неопределенностью. «Банки не могут давать кредиты людям, которые завтра потеряют работу и компаниям, которые завтра обанкротятся», – отметил Ви.

Безработица в США выросла с 4,6% в середине 2008 г. до 8,9% и наверняка превысит уровень в 10% в ближайшее время, полагает Ви. Состоявшееся банкротство Chrysler и ожидаемое в ближайшее время банкротство GM приведут к новому резкому снижению промышленного производства и росту безработицы, что может означать углубление спада. В ближайшем будущем США не сможет своим потреблением поддержать мировую экономику, отмечает Ви, даже если ВВП начнет расти в конце года.

Скорее всего, восстановление начнется позже – в 2010 г. – и будет медленным, в том числе из-за банкротства американских автомобильных корпораций.

Ошибки Обамы

Антикризисные меры правительства и Федеральной резервной системы фактически означают вброс в экономику США дополнительно около $3 трлн ($2 трлн – дополнительная ликвидность, предоставленная банкам, около $1 трлн – экономическое стимулирование), напомнил Ви. Массивный вброс денег в экономику делает перспективу инфляции в США практически неизбежной. Рост цен на ближайшие пять лет может стать двузначным, дойдя до 13-14%. Примерно такая инфляция была в Штатах в конце 1970-х гг.

Инфляция и вызванное ею ослабление доллара помогут обесценить долги, но нанесут главный удар по позициям доллара как резервной валюты, подчеркивает Ви. Кстати, цены на сырье, включая нефть, при таком сценарии будут расти, что поможет России, отметил лектор.

Меры, предпринимаемые американским правительством в ходе кризиса, торопливы, непродуманны и подрывают веру инвесторов в американские институты, отмечает Ви. Характерный пример – действия администрации президента Барака Обамы по разрешению кризисной ситуации вокруг Chrysler и GM. Администрация явно отдает предпочтение интересам профсоюза рабочих автопрома UAW по отношению к интересам банков-кредиторов, подчеркивает Ви. Предусмотренный правительством США вариант банкротства GM  предполагает, что пенсионный фонд UAW, которому компания должна $10 млрд, получит 39% ее акций, а консорциум банков, которым компания должна $27 млрд – лишь 10%. А при банкротстве Chrysler профсоюзу может достаться 55% акций компании, тогда как банкам–кредиторам – всего 10% (остальные 35% – Fiat, стратегическому инвестору).

Такая дискриминация – негативный сигнал для инвесторов, подрывающий их веру в стабильность американской правовой системы. А ведь именно она – важнейшее конкурентное преимущество США по отношению к развивающимся рынкам.  Дискриминация вызвана политической зависимостью президента Обамы от профсоюзов и его «непониманием бизнеса», уверен Ви.

Похожие взгляды в США высказывал, например, знаменитый экс-гендиректор General Electric Джек Уэлч в интервью Bloomberg. Ему тоже «не нравится куда он [Обама] нас ведет». Уэлч возмущался и тем, как была разрешена ситуация вокруг Chrysler: «права кредиторов выбросили на помойку». Бюджет Обамы и его антикризисные меры увеличат дефицит, который, в свою очередь, сделает неизбежным повышение налогов, добавил Уэлч.

«Фаворитизм» Обамы в отношении профсоюзов – дополнительный риск, который должен учитываться при кредитовании крупных компаний с социальными обязательствами, – такого мнения придерживаются  и другие руководители финансовых компаний.

Упущения одних – шансы для других

Какая резервная валюта способна заменить доллар в случае продолжения негативного развития событий в США? Ви считает маловероятным выдвижение на такую роль, эмитируемых Международным валютным фондом SDR (такую идею выдвигали Россия и Китай; позже Китай намекал  на то, что претендовать на эту роль со временем сможет и юань). Позиции евро также могут быть поколеблены: нет никаких оснований предполагать, что евро избежит проблем, характерных для доллара.

Маловероятна и реализация проектов по превращению МВФ в мощного наднационального регулятора, считает Карл Ви. Фонд всецело зависит от правительств стран-членов, при этом согласие национальных бюрократий на делегирование полномочий международной структуре, исходя из опыта аналогичных переговоров в прошлом, крайне маловероятно, отмечает Ви. В США ситуация усложняется тем, что широкими полномочиями по регулированию банковского сектора помимо Конгресса США и федерального правительства обладают конгрессы и правительства штатов.

Вероятно, в условиях ослабления веры инвесторов в американские институты и достижения американской инфляцией показателей, сравнимых с российскими, возникнет поливалютная система из нескольких региональных валют. На первые позиции в этом случае могут выдвинуться и валюты развивающихся стран, включая российский рубль. Эта перспектива, казавшаяся фантастической всего год назад, становится вполне реальной, особенно если Россия добьется прогресса в улучшении собственных институтов и ограничении инфляции, заключил Ви.

Василий Кашин

Автор текста: Кашин Василий Борисович, 22 мая, 2009 г.