• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Между богатыми и бедными

Как живут россияне со средними доходами

Почти 60% россиян можно отнести к среднедоходным слоям. При этом они не вполне вписываются в представления о среднем классе и неоднородны между собой, выяснила Светлана Мареева в исследовании «Потребительское поведение средних слоев в условиях кризиса»*.

Автор исследования:

Светлана Мареева, к.с.н., зав. Центром стратификационных исследований НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН.
 

Доходы решают не все

Однозначного ответа на вопрос, кто относится к среднему классу в России, нет. Разные подходы к определению дают и разную численность группы: от 2-3% до 50% жителей страны. Один из них — экономический, когда средний класс рассматривается как основной потребитель товаров и услуг, а в центре внимания оказывается величина доходов человека.

В рамках этого подхода границы среднего класса часто задаются по соотношению с медианным значением дохода в стране (т.е. таким уровнем, который делит все население на две равные части: половина имеет доходы выше него, а половина – ниже). Обычно используются границы от 0,75 до 2 медиан — это позволяет выделить тех, чьи доходы не сильно отклоняются от типичных для общества.

По подсчетам исследователя, доля граждан с такими доходами в РФ составляет 58%. Этот слой, в свою очередь, состоит из двух: нижнего — 35% (от 0,75 до 1,25 медианы, средний ежемесячный душевой доход 15 тысяч рублей) и верхнего — 23% (от 1,25 до 2 медиан, 23 тысячи рублей).

Положение первых более шаткое, особенно в кризис. Их стандарт потребления, хотя и далек от стандарта выживания, достаточно скромный. Положение вторых прочнее, они имеют возможности стилевого потребления и в целом сегодня относятся к благополучной части населения.

Однако считать людей с таким доходом средним классом в его традиционном понимании нельзя. Средний класс — это определенный материальный достаток + высшее образование + социально-профессиональный статус (руководители, специалисты с дипломами вузов, предприниматели, самозанятые). Всем этим критериям одновременно соответствует лишь 42% представителей верхней группы среднего слоя и 29% — нижней, отмечается в исследовании.

Затянувшие пояса

«Верхи» и «низы» среднего слоя отличаются по качеству жизни, но у всех оно невысокое: свое материальное положение хорошим считают не больше 26%, питание — до 53%, жилищные условия и ситуацию с одеждой — до 44%, возможностями проведения отпуска довольны менее трети.

С кризисом ситуация только ухудшилась — более 70% среднедоходных перешли в режим экономии. В первую очередь россияне сократили расходы на продукты питания, покупку одежды, обуви, товаров длительного пользования, траты на отдых (досуг, хобби, отпуск), медицинские и образовательные услуги, материальную помощь родным и друзьям.

Технически оснащенные

Экономические проблемы не позволяют улучшать финансовое положение теми же темпами, что до кризиса, однако верхней группе удается чаще делать дорогостоящие приобретения (квартира, автомобиль, мебель и т.д.). Набор товаров длительного пользования здесь обновляется в основном за счет цифровой, кухонной, бытовой техники, автомобиля-иномарки. Примерно такая же ситуация в нижней группе, но темпы обновления ниже.

В стандартном наборе и тех и других одинаковые товары: холодильник, пылесос, стиральная машина, мобильный телефон, компьютер, телевизор, микроволновая печь и прочее. При этом нижняя группа чаще ездит на отечественных, а не импортных автомобилях, пользуется мобильными телефонами, а не смартфонами, имеет обычные телевизоры вместо жидкокристаллических или плазменных. По прогнозам исследователя, товарный набор нижних среднедоходных при условии улучшения их положения будет расширяться за счет «инновационной» техники, которая уже прочно вошла в обиход верхней группы (смартфоны, айфоны, планшеты, айпады).

Наличие товаров длительного пользования в различных доходных слоях (осень 2015 г., %)

Источник: расчеты автора исследования на основе данных мониторинга ИС РАН.

Берущие ответственность

При условии выхода из кризиса можно ожидать, что средние слои (прежде всего, их верхняя часть) станут активнее включаться не только в потребление новых товаров, но и в инновационные практики, говорит Светлана Мареева. Речь о желании вкладывать деньги в страхование (пенсионное, медицинское) и обустройство мест своего проживания. То есть фактически — о согласии «принимать на себя ответственность за сферы жизни, традиционно относящиеся к компетенции государства».

Финансово участвовать в обеспечении комфорта и безопасности в местах проживания настроены около 40% (нижняя группа) и 50% (верхняя). К добровольному пенсионному и медицинскому страхованию отношение прохладнее. Не оплачивали таких услуг и не собираются от 47% до 72% (в зависимости от группы).

С другой стороны, готовность к этому растет по мере увеличения доходов и благодаря привычке к планированию. Чем материально благополучнее человек, тем больше он склонен просчитывать свои риски и шансы, поясняет исследователь. Так, среди россиян с низкими доходами (9 тыс. рублей) о планах на годы вперед заявляют 35%, в средних слоях цифра увеличивается до 43%-53%, а в высокодоходных (40 тыс. рублей) — до 72%.

* Исследование базируется на данных мониторинга Института социологии РАН «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах» (октябрь 2014 г., март 2015 г., октябрь 2015 г., март 2016 г.; объем выборки — 4 тыс. человек).

См. также:
Пять научных фактов о среднем классе
Рынок труда не дает среднему классу расти
Средний класс чаще проявляет гражданскую активность

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 18 июля, 2017 г.