• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Весенняя ЕГЭмания

Семь научных фактов о Едином государственном экзамене — и предпосылках для его успешной сдачи

ISTOCK

В России начался «сезон» школьной итоговой аттестации. Она, по сути, характеризует очень многое: от способностей и мотивации ученика до экономического развития территории. «Отчитываются» все: ребёнок, семья, школа — с разной степенью успеха. При этом с ЕГЭ, как с любым комплексным инструментом, можно и нужно работать, совершенствовать. В то же время, важно не утратить его ключевой задел. Прежде всего — успешное выполнение роли социального лифта, расширение доступа к высшему образованию, низкие риски субъективности, экспертность и прозрачность — всё то, чем часто не обладают аналогичные зарубежные системы экзаменов. О вкладе разных факторов в «копилку» баллов ЕГЭ и предпосылках успешной сдачи — подборка материалов IQ.HSE.

Итоговая аттестация в России — более справедливая и прозрачная, чем за рубежом

Сравнение систем школьного тестирования в разных странах показало, что ЕГЭ намного понятнее и демократичнее, чем его иностранные аналоги. У ЕГЭ есть свои недостатки — например, когда идёт «натаскивание» по профильным предметам, а остальные дисциплины нередко изучаются по остаточному принципу. Да и зубрёжки многовато — а хотелось бы вдумчивого анализа. И всё же достоинств у единого экзамена много. И главное из них — роль социального лифта. Благодаря единому экзамену множество ребят с периферии поступили в ведущие вузы страны, что, несомненно, справедливо.

Кстати, при этом система ЕГЭ мягче, чем, например, французский le Bac. Если в России экзамены дозируются — идут с интервалом, то во Франции могут следовать один за другим. А формирование итоговой оценки вызывает вопросы: используются коэффициенты, усложняющие подсчёты.

Американские учащиеся вообще вынуждены платить за экзамены (как и в Бразилии), хотя качество школьного образования в США постоянно вызывает критику. В Южной Корее задания теста готовятся в обстановке, достойной бондианы — в режиме строгой секретности — а на выходе в лучшие университеты поступает лишь мизерная часть выпускников школ. Так что во многих странах экзамен действует не как социальный лифт, а как жесткий барьер, сдерживающий возможности.

На результаты ЕГЭ влияют почти все аспекты школьной жизни

Успешную сдачу экзаменов, помимо способностей и стараний ученика, определяют множество факторов. Например, значим тип школы — в лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением предметов к экзаменационным испытаниям готовят лучше. Важен и психологический климат в учебном учреждении: насколько педагоги поддерживают учащихся, поощряют к новым достижениям, и действует ли эффект сообучения, когда школьников стимулируют успехи их одноклассников. Вклад в ЕГЭ вносит и качество преподавания — квалификация и опыт учителей.

Наконец, вес имеют и управленческие решения. Что актуальнее для директора: следовать предписаниям или сфокусироваться на качестве преподавания? Если в приоритете второе — то и дети учатся лучше. А значит, и ЕГЭ сдают успешнее и с большей вероятностью идут в вуз.

Спецшкола может принести выпускнику до шести дополнительных баллов

Школа с углубленным изучением предметов способна обеспечить ученику до шести дополнительных баллов ЕГЭ, подсчитали сотрудники факультета экономических наук НИУ ВШЭ. В этом смысле преимущество — у жителей больших городов, где много учебных заведений с углубленным изучением предметов.

Кстати, образованная семья вносит сопоставимый вклад в результаты ЕГЭ. Диплом вуза у матери — это плюс 3–5 дополнительных «очков». И тут снова лидируют города, где в среднем более образованное население. Так что в совокупности образованная семья и школа дают учащемуся плюс 11 баллов ЕГЭ.

Высокобалльники нередко идут в слабые вузы — их просто неправильно ориентируют

До четверти выпускников московских школ поступают в менее сильные вузы, чем они заслуживают по результатам экзаменов. Этот «мезальянс» снижает их дальнейшие жизненные шансы. А причина «неравного брака» — опять-таки в школе и семье. Обычные школы почти не занимаются профориентацией и не информируют учеников о доступных и адекватных вариантах поступления.

Родители тоже могут блокировать возможности для ребёнка — не дать ему пробить семейный «потолок» образования. Матери и отцы без диплома вуза не всегда разбираются в различиях между университетами, не могут дать полезный совет. В итоге даже отличники из таких семей и школ просто не рискуют поступать в лучшие вузы.

Результаты ЕГЭ снижаются при избытке родительского контроля

Тотальное погружение семьи в учёбу ребёнка и подготовку к экзаменам — тоже едва ли разумно, поскольку идёт во вред, отмечают исследователи НИУ ВШЭ. Ориентировать, подсказывать, подбирать дополнительную литературу, ходить на школьные собрания (где даётся значимая информация) — это одно, а надзирать, контролировать каждый шаг — другое.

Первый набор действий хорошо сказывается на баллах ЕГЭ. «Правильная» родительская вовлечённость даже может нивелировать разницу в успеваемости между учениками из семей с разным экономическим статусом. Дети более «ресурсных» родителей часто учатся лучше (в силу более выгодных стартовых условий), однако разумная помощь семьи может поднять результаты школьника, даже если родители не располагают большими средствами.

А вот чрезмерный прессинг, регулярный «учёт и контроль» — например, над выполнением домашних заданий и успеваемостью — плохая, стрессогенная и демотивирующая стратегия для подготовки к экзаменам. Она снижает результаты экзаменационных тестов.

В высокоразвитых регионах ученики лучше сдают экзамены

На урбанизированных территориях с благополучной экономикой и более образованными жителями подростки получают более высокие баллы ЕГЭ, показал Институт образования НИУ ВШЭ. Финансовый аспект понятен: экономически развитые регионы больше вкладываются в образование. Вдобавок на успехи и притязания школьников может воздействовать также социопрофессиональная структура и сферы занятости, преобладающие на территории.

Дело в том, что в регионах с бо́льшим человеческим капиталом — то есть там, где больше людей с дипломом вуза, — в среднем выше доля опытных учителей и более образованные семьи. А значит, условий для хорошей учёбы больше. Кроме того, в таких регионах немало школ с углубленным преподаванием предметов. Иными словами, там ребята чаще учатся в спецшколах и профильных классах — более перспективных с точки зрения итогов ЕГЭ.

Занятия у репетиторов приносят в «копилку» экзаменов всего несколько баллов

Даже для сильных учеников эффект частных уроков для подготовки к ЕГЭ невысок, выяснили исследователи Института образования НИУ ВШЭ. По сути, речь о считанных баллах. И уж точно репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ. Так что в целом слишком полагаться на частных педагогов, качество услуг которых никто прозрачно не измеряет, не стоит.

Гораздо надёжнее усердно заниматься задолго до экзаменов — это приносит в общую «копилку» ЕГЭ 4-6 баллов. А между репетиторами и спецшколами лучше выбирать вторые — если, конечно, важен успех на экзаменах.

IQ

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 29 мая, 2023 г.