• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Финансы

Инвестиционные проекты, слияния и поглощения

Команда преподавателей помогает рассчитать экономическую эффективность инвестпроекта, учесть в финансовой модели возможности синергии от сделки M&A, выбрать оптимальный объект для инвестирования

Управление личными финансами

Как научиться ориентироваться в текущих финансовых вопросах? Существуют ли оптимальные способы управления личным капиталом? Что поможет стать финансово состоятельными и независимыми?
7 июля

Основы корпоративных финансов

Как принимаются инвестиционные решения, в чем состоит роль корпоративного управления в создании стоимости компании, как определяется структура капитала корпорации
14 июня

Как ценности влияют на доходы банков

Корпоративные ценности российских компаний не обеспечивают им рост прибыли.
8 июня

Видео

Курс лекций «Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество»: Лекция 1

20 января

Дополнительные материалы

Банки и банковское дело

Банки и банковское дело - это раздел экономической науки, в котором обсуждаются проблемы банковского сектора: зачем он нужен, с какими как функционирует, как осуществляется его регулирование и пр. Банки являются финансовыми посредниками между заемщиками и кредиторами: как таковые, они осуществляют переток денег от тех, у кого они в избытке (от тех, кто хочет продать деньги сегодня) к тем, у кого они в недостатке (кто хочет купить деньги сегодня). Подобный обмен деньгами ведет к расширению границ производственных возможностей, как и возможность обмена товаром в классической модели межвременного выбора. Только в данном случае товаром, который обменивается будут денежные активы, а в качестве цены выступает банковский процент. Основная функция банков как финансовых последников снижение риска вложений, устранение проблем ассиметрии информации. Вкладчик, пользуясь услугами банков делегирует им права мониторинга и права принятия инвестиционных решений. Банковский сектор может быть двух основных типов: сегментированный или универсальный (не сегментированный). Сегментированный банковский сектор подразумевает, что деятельность каждого банка ограничена законодательно или добровольно - в силу национальных традиций. Например, существуют отдельно сберегательные кассы, отдельно банки, обслуживающие внешнюю торговлю, отдельно банки, выдающие ипотеки и т.д. К странам с банковским сектором сегментированного типа относятся США и Япония. Банковский сектор универсального типа подразумевает отсутствие законодательных или добровольных ограничений на деятельность банка: он может одновременно принимать вклады населения, выдавать ипотеки и обслуживать сделки по международной торговле. что у банка нет узкой специализации. К странам с универсальным банковским сектором относятся Франция, Германия. Банковский сектор России обычно относят к сегментированному типу - правда, скорее по факту, чем в силу законодательных ограничений. Отдельно можно выделять и изучать банковский сектор стран с переходной экономикой или развивающийся банковский сектор (emerging financial markets, emerging banking). По этой теме нет классического учебника, но есть великое множество статей, потому что сейчас эта тема исследований очень популярна (см. работы таких авторов, как Johnson, McMillan, Woofruff, Caprio, Levine, La Porta, Lopez-de-Silane и др.) Исследования в области банковского дела так или иначе фокусируются вокруг проблемы риска. Обычно выделяют три типа риска:  Кредитные риски - риски изменения кредитных ставок, т.е. их изменения как в большую, так и в меньшую сторону.  Риски ликвидности - возможность того, что в какой-то момент у банка не окажется достаточно ликвидных средств для покрытия текущих обязательств. Риск дефолта - риск, связанный с тем, что банк или его контрагент откажется отвечать по своим обязательствам. Для борьбы с рисками банк применяет различные методы, такие как страхование депозитов, активная деятельность на рынке межбанковских кредитов (более подробно см. книгу Freixas and Rochet {"Microeconomics of Banking"}), всевозможное хеджирование и мониторинг, управление активами (более подробно см. книгу Sinkey, {"Commercial Bank Financial Management in the Financial Services Industry"})С точки зрения вкладчиков самым неприятным является риск банковского дефолта. Предотвращение дефолтов - это одна из функций банковского надзора, осуществляемого Центральным Банком, который также устанавливает норму резирвирования и ставку рефинансирования, утверждает банковский план счетов, осуществляет выдачу и отзыв лицензий, а также устанавливает другие административные барьеры на вход в банковскую отрасль.   
6 февраля

Учет и экономический анализ деятельности коммерческих банков. Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2. Анализ результатов деятельности коммерческих банков

Настоящее пособие подготовлено на базе лекций по курсу «Учет и экономический анализ деятельности коммерческих банков», раздел II «Анализ результатов деятельности коммерческих банков». В нем нашли отражение особенности и требования к организации экономического анализа в российских коммерческих банках; рассмотрены методы анализа показателей банковского баланса и показателей, характеризующих результаты банковских операций по кредитованию, с ценными бумагами, в иностранной валюте, а также анализа конечных финансовых результатов работы коммерческого банка. В пособии использованы нормативные акты Центрального банка России в области финансовой отчетности и методов оценки работы кредитных организаций, принятые до 1 января 2001 г. Приведенный цифровой материал носит условный характер. Для студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантов ГУ ВШЭ Василий Иванович Горелый Москва: ГУ ВШЭ, 2001, Ч. 2, 64 с. Введение Глава 1. Организационные основы экономического анализа деятельности коммерческих банков1.1.Задачи и особенности экономического анализадеятельности коммерческих банков1.2.Виды и методы анализа1.3.Организация аналитической работыв коммерческом банке Глава 2. Особенности и методы анализа показателей банковского баланса2.1.Содержание и подготовка банковского баланса к анализу2.2.Анализ состояния собственного капитала банка и факторов, влияющих на его размер2.3.Анализ привлеченных средств банка2.4.Анализ ликвидности баланса банка Глава 3. Анализ показателей, характеризующих результаты отдельных банковских операций3.1.Анализ кредитной деятельности3.2.Анализ операций с ценными бумагами3.3.Анализ операций в иностранной валюте Глава 4. Анализ финансовых результатов деятельности коммерчес кого банка4.1.Общие положения4.2.Анализ доходов банка4.3.Анализ расходов банка4.4.Анализ конечных финансовых результатов деятельности банка Заключение Библиографический список  1. Глава 1: Организационные основы экономического анализа деятельности коммерческих банков  2. Глава 3: Анализ показателей, характеризующих результаты отдельных банковских операций  3. Глава 4: Анализ финансовых результатов деятельности коммерческого банка  4. Глава 2: Особенности и методы анализа показателей банковского баланса  5. Заключение  6. Библиографический список   
15 июня, 2016 г.

Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики

Центром финансовых рынков Научно – исследовательского института Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ был глубоко изучен и проанализирован опыт развития финансового образования и повышения уровня финансовой грамотности населения многих стран мира, проанализированы наиболее интересные и эффективные программы, методики, образовательно–информационные продукты, используемые для решения этой проблемы. Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить финансовую безопасность молодежи. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы. Высказывание вице-президента Совета по финансовой грамотности при  Президенте США Джона Брайанта очень хорошо демонстрирует важность финансовой грамотности для личности и общества: «Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли  других  людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества». Центром финансовых рынков Научно – исследовательского института Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ был глубоко изучен и проанализирован опыт развития финансового образования и повышения уровня финансовой грамотности населения многих стран мира, проанализированы наиболее интересные и эффективные программы, методики, образовательно–информационные продукты, используемые для решения этой проблемы. Проведенное исследование показало, что к настоящему времени в мировом сообществе практически не осталось государств, которых в той или иной степени не затронула рассматриваемая проблема. Понятие «финансовая грамотность» выходит за пределы политических, географических и социально – экономических границ, а потребность в финансовом просвещении населения возрастает в геометрической прогрессии. Финансовая грамотность помогает молодежи изменить свое отношение к деньгам, управлению ими, заставляет думать о будущем, планировать потребности своего жизненного цикла. Она  должна рассматриваться как постоянно изменяющееся состояние установок, знаний и навыков, на которые оказывают влияние возраст, семья, культура и даже место проживания. Именно такой подход к этому понятию можно найти в  национальных стандартах по финансовой грамотности для школьников и студентов в США.  Финансовые цели людей индивидуальны, они мотивируются жизненной ситуацией и социально – экономическим статусом человека. Цель финансового просвещения молодежи - доставка понятной качественной информации «точно в  срок» до каждого нуждающегося в ней потребителя.     Финансовая грамотность - это совокупность способностей, которые, хотя и приобретаются в процессе финансового образования  в школе и вузе, но осваиваются и проверяются на практике в течение жизни. В целом ряде стран программы и проекты по повышению финансовой грамотности населения призваны способствовать формированию национальной философии «опоры на собственные силы», чтобы каждый гражданин достиг финансовой независимости и сохранил ее в пожилом возрасте. В решении указанной проблемы очень важны предельно точное понимание и однозначные трактовки понятия «уровень финансовой грамотности», так как это позволяет смоделировать национальную систему финансового просвещения, содержание предмета и методов обучения, т.е. «что преподавать» и «как просвещать» невозможно понять без точного определения понятия «финансовая грамотность». Финансовая грамотность неразрывно связана с государством, так как именно оно внедряет финансовые правовые нормы и правила, которые носят императивный характер. Участники финансовых отношений не вправе изменять их предписания и вынуждены им следовать, в этом заключается национальная идентичность финансовой грамотности. Ключевыми моментами национальных стратегий являются: актуализированное определение финансовой грамотности, определение новых сфер компетенций населения, уточнение целевых групп населения, обследование и оценка текущего состояния действующих учебных программ, методик и просветительских мероприятий и, главное,  выработка дальнейших планов для государственных, общественных и частных организаций. Изучение проблемы развития финансового образования и повышения финансовой грамотности населения показало, что Россия, как и многие зарубежные государства, начала этот процесс с отдельных инициатив общественных и коммерческих структур. Однако уже на данном этапе остро ощущается необходимость как контроля над ним, так и  координации усилий всех заинтересованных организаций и ведомств. Мировая практика показывает, чем скорее к указанному процессу подключается государство, тем успешнее решается проблема. Учитывая менталитет и психологию населения России необходимо сконцентрировать все усилия на создании государственной программы финансового образования молодежи, так как в этом процессе чрезвычайно важна роль авторитетного, независимого и надежного поставщика информации в области  личных финансов, которым и должно стать государство. Именно от Правительства молодое поколение ждет «хороших советов в области финансов». Ответственным органом может быть: инициативная группа, руководящий комитет, комиссия или центр по финансовой грамотности с миссией «просвещать и информировать граждан в возрасте «от 5 до 105 лет». Для обеспечения независимости, объективности, эффективной работы, а также исключения всякого рода монополизма, в состав указанного органа должны войти представители заинтересованных структур (министерств, ведомств, научно-исследовательских, общественных и частных организаций). Необходим узнаваемый населением символ «главного эксперта» в работе по улучшению финансовой грамотности. Мировой опыт показывает, что подобный символ серьезно способствует эффективности проекта. Повышение финансовой грамотности – это сфера ответственности государства, бизнеса и семьи. Исследование показывают, что такой целевой группе, как дети и учащаяся молодежь уделяется особое внимание. На нее сориентировано почти две трети действующих образовательных схем и информационно-образовательных продуктов. Актуальность обучения рассматриваемой возрастной группы возрастает в связи с очень низкой осведомленностью молодежи в финансовых вопросах, подтверждаемой данными целого ряда обследований, проведенных в разных странах. Результаты обследований показывают, что молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее,  предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют задолженность. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.  Во многих странах мира активно предпринимаются попытки введения финансовой грамотности в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в учебных заведениях. Успешный пример  интеграции знаний в области личных финансов в курс математики может служить опыт Франции, приведенный в таблице № 1. Таблица № 1 Интеграция знаний в области личных финансов в курс математики 3 класс 4 – 5 класс 6 класс Понятия:  доход (заработная плата, премии, доходы работников непроизводственной сферы, пособия) Практические навыки: расчет налогов по заработной плате. Понятия: покупки (цены и их виды, издержки производства, спрос и предложение,  оптовые и розничные покупки, что выгоднее – купить или арендовать, покупка в кредит). Практические навыки: расчет экономии по покупкам. Понятия: польза торговли, роль денег, доходы и карманные деньги, составление бюджета Практические навыки: расчет экономии на покупках. Понятия: покупки (цены и их виды), услуги и цены на них. Практические навыки: расчет скидки с цены Понятия: кредитная карта Практические навыки: пользование банкоматом   Понятия: банкноты, монеты, чеки, кредитные карты, сбережения. Практические навыки: понимать разницу между  текущим счетом исберегательной книжкой Понятия: валюта (доллар, евро и др.) Практические навыки: расчет обменного курса валют Понятия: кредит, займы, процент (различия между кредитом и займами, простые и сложные проценты) Практические навыки: расчет процента   В современном обществе существует острая потребность в формировании культуры предпринимательства,  развития навыков и норм поведения для организации собственного бизнеса.  Оказание помощи безработным, раскрытие и оценка необходимых для частного предпринимательства личных качеств находит отражение в большинстве успешно действующих за рубежом программ повышения финансовой грамотности. Хорошо информированные и грамотные потребители предъявляют высокие требования к качеству товаров и услуг, тем самым не только способствуют повышению их качества, но и стимулируют здоровую конкуренцию среди их поставщиков, благоприятно влияют на политику цен, создают условия эффективному регулированию рынка, росту здоровой конкуренции среди продавцов финансовых продуктов и услуг. В перспективе все это приводит к снижению цен и контролю над уровнем инфляции. Пока еще нельзя утверждать о массовом внедрении финансовой грамотности в образование подрастающего поколения, однако большинство как международных, так и отечественных экспертов считает: чем раньше молодежь узнает о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Финансовая грамотность воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков, а финансовые навыки прививаются так же, как и правила этикета. Следует отметить, что проблема внедрения концепции финансового образования в существующие учебные программы актуальна для всех стран. Международные эксперты выделяют следующие основные причины необходимости такой интеграции: Во – первых,  это позволяет охватить обучением все слои населения, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения; Во-вторых, стремительно растет доля учащихся, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.); На конец, именно в раннем возрасте закладываются не  только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей  жизни. Причины значимости финансового просвещения молодежи, подтвержденные мировой практикой: особая финансовая уязвимость подрастающего поколения в силу несоответствия имеющейся материальной базы потребностям молодых людей и семей; возрастающее значение грамотного финансового поведения родителей для воспитания детей; активное потребление молодежью финансовых продуктов и услуг, связанных с повышенным риском; необходимость понимания и раннего формирования своих пенсионных накоплений; возрастающее значение грамотного инвестиционного поведения, как для национальной экономики, так и для будущего в целом.   Главная цель – найти оптимальный вариант включения элементов финансового образования  в существующую национальную образовательную программу.  Для  этого необходимо:                доказать важность и необходимость финансового образования; сформировать мотивацию необходимости включения элементов финансового образования в существующие учебные программы; определить стандарты и требования в области финансовых знаний  для всех национальных образовательных учреждений; создать централизованный ресурс качественных аккредитованных учебных программ – позволяющий делать выбор необходимого материала с учетом разных условий, отсекая риски коммерциализации учебных материалов и программ; содействовать созданию эффективных методов подготовки педагогов, формированию культуры преподавания в области персональных финансов, оказывать материальную поддержку этому процессу на общегосударственном и местном уровнях.  Исследование зарубежного опыта показало,  первое и самое простое, что можно сделать для решения указанной проблемы, это: обеспечить единое понимание и подход  к финансовому образованию населения на всех уровнях (от правительства, департаментов образования, губернаторов до школ, педагогов); принять финансовое образование как государственную проблему во всех ключевых структурах; активно информировать о последствиях финансовой неграмотности; предусмотреть льготы и поощрения за инициативы и активное участие в программах финансового образования с учетом интересов каждой ключевой структуры и территориальной единицы. На следующем этапе: необходимо создать экспертные группы для оперативного исследования и экспертизы методов и информационных материалов по личным финансам, представляющих интерес для учащихся разных возрастов, выявления наиболее эффективных, а также учета и тиражирования передовой практики; на этой базе сформировать профессиональный центр ресурсов и учебных моделей для разных возрастов для помощи педагогическому составу и их удобству; активно использовать технологии мотивации обучения; подходить к преподаванию персональных финансов творчески, создавая междисциплинарные уроки, а также используя определенные темы в рамках преподавания математики, чтения, социальных исследований и пр. предметов; создать для этих целей государственно-частное партнерство. Практика также показала, что успешная интеграция финансовой грамотности в систему образования зависит от наличия: программ, гармонично вписывающих необходимые финансовые знания в программы обучения, при этом принципиально важным является актуальность, простота и доходчивость подаваемой информации, связь ее с реальной жизнью и возрастными  интересами (проблемами) обучаемых; кадров для формирования необходимых знаний у учащихся, что предполагает организацию надежной и эффективной системы содействия в подготовке кадров; стимулирующих механизмов, как для учащихся, так и преподавателей. Большой интерес для России имеет комплексный подход к финансовому образованию группы «дети и учащаяся молодежь» по схеме «дети-родители-педагоги», предусматривающий одновременную работу на всех трех направлениях при формировании программ, мероприятий и информационно-образовательных продуктов. Указанная схема уже доказала свою эффективность в Великобритании, Канаде, США, Австралии, Сингапуре. Пример отдельных информационно – образовательных продуктов приведен в таблице №2. Таблица №2 Примеры отдельных информационно – образовательных продуктов, методик, мероприятий в рамках государственных программ программа Основные инструменты, мероприятия и методология В рамках программы «UnderstandingMoney» («понимание денег») Австралия -          серия игр: PlayReal (возраст 8-10 лет), Make It Real игре (в возрасте 10-12 лет),  реальная игра (в возрасте 14-16 лет), Get Real игра (в возрасте 16-18 лет); -    программа «развития карьеры». В рамках программы «Экономическая и финансовая грамотность», Австрия - экскурсии по истории денег в Музей денег; - движение «евро автобуса». В рамках программы «Научиться занимать деньги на ранней стадии», Голландия - уроки в школе; - руководства  для  родителей;  - игры для подростков. В рамках программы «Обеспечение будущего», Голландия - «пенсионные часы» для студентов высших учебных заведений. В рамках программы «Mymoneyweek», Канада - игровые развивающие шоу «Финансовый гений», «Инвестор». В рамках программы «Финансовое образование для школьников», Италия - тренинги школьных учителей. В рамках программы Национального банка Польши - игры, головоломки, загадки, мультимедийные презентации; - планы и сценарии уроков и консультаций для учителей; -  электронные учебные курсы; - образовательный пакет для учителей и родителей (CD-R, учебники сценарии уроков и пр.) В рамках программы «Финансы для всех», Франция -                      викторины, глоссарий, игры, кроссворды, анаграммы, шарады; -                      книги для детей и родителей;  -   форум для учителей и родителей. В рамках программы «Уроки для жизни», США -                      руководство для учителей с планами уроков;   - методики для родителей;  - ролевые игры и кейсы для детей.   Важной особенностью зарубежных подходов к вопросу образования в сфере личных финансов, на которой необходимо заострить внимание является то, что необходимость и способы сбережений на старость разъясняются с самых юных лет, а начало самостоятельной жизни ассоциируется с началом участия в различных пенсионных программах. Следует заметить, что хотя социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности молодого понимания проявляется постепенно, мировой опыт доказывает бесспорную необходимость осуществления этой работы и недопустимость промедления в решении указанной проблемы. Хороший уровень финансовой грамотности необходим каждому человеку не только для достижения его личных финансовых целей, но и для обеспечения жизненного цикла. Какой бы ни была конкретная цель, выигрышем от финансовой грамотности будет повышение уровня жизни и уверенность в будущем, стабильность и процветание экономики и общества в целом.Л.В.Стахович Материалы Интернет-конференции Дети и молодежь (01.03.2010 - 04.04.2010) В современном обществе существует острая потребность в формировании культуры предпринимательства,  развития навыков и норм поведения для организации собственного бизнеса.  Оказание помощи безработным, раскрытие и оценка необходимых для частного предпринимательства личных качеств находит отражение в большинстве успешно действующих за рубежом программ повышения финансовой грамотности.    Хорошо информированные и грамотные потребители предъявляют высокие требования к качеству товаров и услуг, тем самым не только способствуют повышению их качества, но и стимулируют здоровую конкуренцию среди их поставщиков, благоприятно влияют на политику цен, создают условия эффективному регулированию рынка, росту здоровой конкуренции среди продавцов финансовых продуктов и услуг. В перспективе все это приводит к снижению цен и контролю над уровнем инфляции.   Пока еще нельзя утверждать о массовом внедрении финансовой грамотности в образование подрастающего поколения, однако большинство как международных, так и отечественных экспертов считает: чем раньше молодежь узнает о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Финансовая грамотность воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков, а финансовые навыки прививаются так же, как и правила этикета.   Следует отметить, что проблема внедрения концепции финансового образования в существующие учебные программы актуальна для всех стран. Международные эксперты выделяют следующие основные причины необходимости такой интеграции:   ·       Во – первых,  это позволяет охватить обучением все слои населения, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения; ·       Во-вторых, стремительно растет доля учащихся, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.); ·       На конец, именно в раннем возрасте закладываются не  только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей  жизни. Причины значимости финансового просвещения молодежи, подтвержденные мировой практикой: 1.     особая финансовая уязвимость подрастающего поколения в силу несоответствия имеющейся материальной базы потребностям молодых людей и семей; 2.     возрастающее значение грамотного финансового поведения родителей для воспитания детей; 3.     активное потребление молодежью финансовых продуктов и услуг, связанных с повышенным риском; 4.     необходимость понимания и раннего формирования своих пенсионных накоплений; 5.     возрастающее значение грамотного инвестиционного поведения, как для национальной экономики, так и для будущего в целом.     Главная цель – найти оптимальный вариант включения элементов финансового образования  в существующую национальную образовательную программу.  Для  этого необходимо:                ·       доказать важность и необходимость финансового образования; ·       сформировать мотивацию необходимости включения элементов финансового образования в существующие учебные программы; определить стандарты и требования в области финансовых знаний  для всех национальных образовательных учреждений ·       ; ·       создать централизованный ресурс качественных аккредитованных учебных программ – позволяющий делать выбор необходимого материала с учетом разных условий, отсекая риски коммерциализации учебных материалов и программ; ·       содействовать созданию эффективных методов подготовки педагогов, формированию культуры преподавания в области персональных финансов, оказывать материальную поддержку этому процессу на общегосударственном и местном уровнях.  Исследование зарубежного опыта показало,  первое и самое простое, что можно сделать для решения указанной проблемы, это: ·            обеспечить единое понимание и подход  к финансовому образованию населения на всех уровнях (от правительства, департаментов образования, губернаторов до школ, педагогов); ·            принять финансовое образование как государственную проблему во всех ключевых структурах; ·            активно информировать о последствиях финансовой неграмотности; ·            предусмотреть льготы и поощрения за инициативы и активное участие в программах финансового образования с учетом интересов каждой ключевой структуры и территориальной единицы. На следующем этапе: ·            необходимо создать экспертные группы для оперативного исследования и экспертизы методов и информационных материалов по личным финансам, представляющих интерес для учащихся разных возрастов, выявления наиболее эффективных, а также учета и тиражирования передовой практики; ·            на этой базе сформировать профессиональный центр ресурсов и учебных моделей для разных возрастов для помощи педагогическому составу и их удобству; ·            активно использовать технологии мотивации обучения; ·            подходить к преподаванию персональных финансов творчески, создавая междисциплинарные уроки, а также используя определенные темы в рамках преподавания математики, чтения, социальных исследований и пр. предметов; ·             создать для этих целей государственно-частное партнерство. Практика также показала, что успешная интеграция финансовой грамотности в систему образования зависит от наличия: 1.                 программ, гармонично вписывающих необходимые финансовые знания в программы обучения, при этом принципиально важным является актуальность, простота и доходчивость подаваемой информации, связь ее с реальной жизнью и возрастными  интересами (проблемами) обучаемых; 2.                 кадров для формирования необходимых знаний у учащихся, что предполагает организацию надежной и эффективной системы содействия в подготовке кадров; 3.                 стимулирующих механизмов, как для учащихся, так и преподавателей. Большой интерес для России имеет комплексный подход к финансовому образованию группы «дети и учащаяся молодежь» по схеме «дети-родители-педагоги», предусматривающий одновременную работу на всех трех направлениях при формировании программ, мероприятий и информационно-образовательных продуктов. Указанная схема уже доказала свою эффективность в Великобритании, Канаде, США, Австралии, Сингапуре. Пример отдельных информационно – образовательных продуктов приведен в таблице №2.   Таблица №2 Примеры отдельных информационно – образовательных продуктов, методик, мероприятий в рамках государственных программ программа Основные инструменты, мероприятия и методология В рамках программы «UnderstandingMoney» («понимание денег») Австралия -          серия игр: PlayReal (возраст 8-10 лет), Make It Real игре (в возрасте 10-12 лет),  реальная игра (в возрасте 14-16 лет), Get Real игра (в возрасте 16-18 лет); -    программа «развития карьеры». В рамках программы «Экономическая и финансовая грамотность», Австрия - экскурсии по истории денег в Музей денег; - движение «евро автобуса». В рамках программы «Научиться занимать деньги на ранней стадии», Голландия - уроки в школе; - руководства  для  родителей;  - игры для подростков. В рамках программы «Обеспечение будущего», Голландия - «пенсионные часы» для студентов высших учебных заведений. В рамках программы «Mymoneyweek», Канада - игровые развивающие шоу «Финансовый гений», «Инвестор». В рамках программы «Финансовое образование для школьников», Италия - тренинги школьных учителей. В рамках программы Национального банка Польши - игры, головоломки, загадки, мультимедийные презентации; - планы и сценарии уроков и консультаций для учителей; -  электронные учебные курсы; - образовательный пакет для учителей и родителей (CD-R, учебники сценарии уроков и пр.) В рамках программы «Финансы для всех», Франция -                      викторины, глоссарий, игры, кроссворды, анаграммы, шарады; -                      книги для детей и родителей;  -   форум для учителей и родителей. В рамках программы «Уроки для жизни», США -                      руководство для учителей с планами уроков;   - методики для родителей;  - ролевые игры и кейсы для детей.     Важной особенностью зарубежных подходов к вопросу образования в сфере личных финансов, на которой необходимо заострить внимание является то, что необходимость и способы сбережений на старость разъясняются с самых юных лет, а начало самостоятельной жизни ассоциируется с началом участия в различных пенсионных программах.   Следует заметить, что хотя социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности молодого понимания проявляется постепенно, мировой опыт доказывает бесспорную необходимость осуществления этой работы и недопустимость промедления в решении указанной проблемы.   Хороший уровень финансовой грамотности необходим каждому человеку не только для достижения его личных финансовых целей, но и для обеспечения жизненного цикла. Какой бы ни была конкретная цель, выигрышем от финансовой грамотности будет повышение уровня жизни и уверенность в будущем, стабильность и процветание экономики и общества в целом.  
30 мая, 2016 г.