• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Смартфоны сделают телевизор умнее

Смартфоны и планшетные компьютеры стали играть ведущую роль в медиасреде. Мобильные устройства служат главным фактором роста медиапотребления. Более того, во многом в силу экспансии цифровой техники конкурируют между собой уже не СМИ, а различные типы контента, поскольку контент любого типа – от текстов до видеопродукции – может потребляться на одном и том же экране, рассказала Ирина Полуэхтова на конференции «Актуальные проблемы медиаисследований – 2014»

Традиционное телевидение теряет молодую аудиторию. Все более популярным становится нелинейное телевидение – «видео по запросу», которое постепенно замещает линейный телепросмотр. Важнейшую роль в обоих процессах играют мобильные устройства. С одной стороны, они вызывают рост медиапотребления, с другой – стимулируют аудиторию к более разборчивому «поглощению» видеоконтента. Таковы основные выводы доклада «DigitalDay, или Медиапотребление “цифровых аборигентов”» профессора кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Ирины Полуэхтовой.

Будущее медиаиндустрии определят «цифровые чайники»

Цифровые технологии изменили привычные практики медиапотребления, отметила докладчик. «Цифровой разрыв» – умение пользоваться смартфонами, планшетами, интернетом, да и просто возможностями компьютера – поляризовал аудиторию СМИ.

На одном полюсе оказались digitalnatives, «цифровые аборигены», – те, кто с самого рождения находится под влиянием цифровых технологий и уверенно пользуется ими (термин «цифровые аборигены» ввел в 2001 году американский популяризатор технологий обучения Марк Пренски). На противоположном полюсе находятся digitalimmigrants – люди, малоискушенные в цифровых технологиях (например, те, кто родился в «доцифровую эпоху»).

Социологическое исследование Аналитического центра «Видео Интернешнл» «Телевидение глазами телезрителей: опрос городского населения в возрасте от 15 лет и старше» 2013 года показало, что к «цифровым аборигенам» относятся 16% городского населения. Эта группа медиапотребителей живет в богатой (с точки зрения разнообразия гаджетов) цифровой среде и имеет доступ ко многим новым медиатехнологиям. Среди digitalnativesвысок уровень проникновения смартфонов (две трети группы), планшетов (одна треть) и SmartTV(четверть группы).

Группа digitalimmigrantsболее обширна – в нее попали 26% городского населения. Это те, у кого нет ни интернета, ни компьютерных устройств. Половина из них еще довольствует аналоговым эфирным телевидением, а значит и малым числом телеканалов.

Между полюсами digitalnatives и digitalimmigrantsнаходится самая представительная третья группа – digitalnewbies, «цифровые новички», «чайники», которых 58%. Они имеют компьютеры, но не слишком уверенно пользуются интернетом. У них почти нет смартфонов и планшетов. «Можно сказать, что у них есть потребность в цифровых технологиях, но доступ к ним по каким-то причинам ограничен», – комментирует исследователь.

Именно эта группа «колеблющихся» и составляет основной резерв продвинутых «цифровых людей». Медиапотребление «цифровых чайников» будет становиться все более похожим на медиапотребление «цифровых аборигенов», прогнозирует Полуэхтова. «Принимая во внимание размер группы “цифровых новичков”, можно предположить, что именно их медийные практики будут в значительной степени формировать будущее российской медиаиндустрии», – подчеркивает
эксперт.

Чем больше гаджетов, тем больше медиапотребление

Чтобы уточнить нюансы потребления информации, социологи Аналитического центра «Видео Интернешнл» провели в Москве исследование «DigitalDay», которое охватило 496 активных интернет-пользователей в возрасте от 15 до 50 лет, живущих в богатой цифровой среде. Работа предполагала ведение онлайн-дневника бюджета времени и медиапотребления. Респонденты заполняли анкеты, сюжетами которых стали хронометраж основных видов активности (работа, сон, еда и пр.), контент медиапотребления (аудио-, видео-, тексты, социальные медиа и пр.), а также способы потребления информации (телеканалы, скачивание из интернета и пр.). Ирина Полуэхтова назвала главные выводы исследования.

Прежде всего, медиапотребление digitalnativesразнообразно. «Причем чем лучше медиаоснащенность, чем богаче цифровая среда, тем больше медиапотребление», – прокомментировала исследователь.

Второй вывод вытекает из первого. Богатая цифровая среда, использование множества экранов меняют тип конкуренции в медиасреде. Конкуренция идет не столько между различными медиа, сколько между разными типами контента, сказала Полуэхтова. Это объясняется тем, что «контент любого типа (текст, аудио-, видео- и пр.) становится равнодоступным пользователю и может потребляться на одном и том же экране», пояснила эксперт.

Телевидение будет более «адресным»

Линейное телевидение (обычный просмотр ТВ) остается в этой группе лидером по объему. Тем не менее, на просмотр телеканалов «цифровые аборигены» затрачивают вдвое меньше времени, чем население в целом. В то же время, «адресное» видео – контент «по запросу» – в этой группе смотрят в два раза больше (10%) – таков еще один вывод исследования.

Мобильные устройства увеличивают объемы медиапотребления – как в целом, так и каждого типа в отдельности. При этом использование «умной техники» меняет пропорции между линейным и нелинейным видеопотреблением в пользу «контента по запросу». Такое адресное, избирательное видеопотребление отчасти замещает линейный телепросмотр, отметила исследователь.

Интернет – основной канал нелинейного видеопотребления (92%). Респонденты пользовались, в основном, возможностями стриминга и скачивания, уточнила эксперт. В этих условиях роль мобильных экранов трудно переоценить: они обеспечивают удобный доступ к ОТТ-видео (OTTOvertheTop – означает доставку видеоконтента на компьютеры, телевизоры SmartTV, планшеты, мобильный телефон пользователя по интернету без непосредственного участия оператора связи в предоставлении этого сервиса).

Пока группа «многоэкранных» пользователей не слишком велика, подчеркнула Полуэхтова. Следовательно, мобильные устройства пока не оказывают решающего влияния на объемы традиционного – линейного – телепотребления. Как бы то ни было, цифровые технологии не стоят на месте, а число обладателей «умной техники» растет.

Распространение планшетов и смартфонов в итоге, вероятнее всего, приведет к росту нелинейного видеопотребления среди «цифровых новичков». «Для телеканалов существует опасность: они будут терять молодую аудиторию, – сказала в заключение исследователь. – Поэтому телевидение должно предложить молодежи более адекватные способы получения информации».

См. также:

Интернет станет главным помощником в деле самообразования
Онлайн-курсы усиливают эффект глобализации
Врачи должны вмешаться в лечение по интернету
Новые технологии изменят университеты
Школам нужна прививка интернет-грамотности
Компании игнорируют соцсети и чаты при общении с сотрудниками
«Вирусный редактор» инфицировал традиционные СМИ

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 18 ноября, 2014 г.