• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Позиции неоклассической экономики в вузах нерушимы

Финансовый кризис 2008-2009 годов показал, что неоклассическая теория не способна в одиночку объяснить и предсказать большинство экономических недугов глобальной экономики. Однако ведущие университеты продолжают препятствовать включению в официальные программы тех курсов, которые выбиваются за рамки неолиберального мейнстрима, говорится в статье, опубликованной в газете «The Guardian»

Французская газета Le Monde недавно опубликовала статью с названием «Неоклассики – иноверцы, 1-0», и всего за неделю неоклассики успели удвоить преимущество.

Действия развернулись на двух фронтах: во Франции и в Манчестере. Во Франции было проведено исследование, показавшее, что из всех профессоров, преподающих экономические науки, нанятых в период с 2000 по 2011 годы, лишь около 15% не являются сторонниками математического подхода к изучению этой науки. При этом их количество имеет тенденцию к снижению.

Например, Филипп Батифулье, изучающий экономику здравоохранения и работающий в лаборатории, противопоставляющей себя неолибералам и монетаристам, не смог получить работу в Университете Гавра, несмотря на то, что местный совет поставил его на вторую позицию среди 60 кандидатов. Национальный совет университета выбрал вместо него кандидата с более скромной позицией, проповедующего неоклассический подход, так как у него больше шансов быть опубликованным в лучших научных изданиях.

В то же время, в Университете Манчестера потерпело поражение Post-Crash Economic Society – общество, которое считает, что неклассическая теория оказалась неспособна предугадать и объяснить кризис. В этом учебном году обществом был открыт факультатив «Bubbles, Panics and Crashes: an Introduction to Alternative Theories of Crisis». Но, несмотря на популярность курса, руководство университета отказалось сделать его частью официальной программы обучения.

Студенты, посещавшие курс, отмечали, что он был одним из немногих предметов, на котором изучаемые экономические феномены раскрывались с разных точек зрения, а также где использовались разные методологии.

Сегодня в ведущих мировых университетах экономические курсы, которые так или иначе выбиваются из неоклассического направления, зачастую отвергаются по той причине, что им тут же присваивают лейбл «ненаучных» или «недостаточно разработанных». При этом критерием научности выступает соответствие нового видения предпосылкам и математическим моделям мейнстрима.

В то время, когда университеты ведут борьбу с «иноверцами», становится очевидно, что те экономические трудности, с которыми сталкиваются сегодня США и Европа, невозможно объяснить, а тем более предотвратить, находясь исключительно в идеологическом поле неоклассики. Члены Post-CrashEconomicSociety убеждены, что мировой финансовый кризис 2008 года – это не только кризис экономики, это еще и кризис неоклассического мировоззрения.

При этом на лицо тенденции, свидетельствующие о том, что проблема однобокости подхода к изучению современных экономических процессов будет только усугубляться.

Дело в том, что сегодня лучшие мировые университеты в области экономики стремятся привлекать к преподаванию все более узких специалистов. Это приводит к тому, что студенты-экономисты фактически становятся студентами-математиками. Именно поэтому такая скудность идей на университетской скамье только обостряет кризис экономического мировоззрения, а значит и снижает глубину политических дебатов.

Студенты из Post-CrashEconomicSociety убеждены, что неоклассическая теория – это огромный корабль, который движется на встречу айсбергу, а главы экономических факультетов ведущих университетов – команда корабля, которая «лишь может изменить курс движения на несколько градусов, но не предотвратить катастрофу, которая, по сути, уже произошла».

 

20 июня, 2014 г.