• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пять научных фактов о школе

Исследования ВШЭ о среднем образовании в России

Учителя обычных и престижных школ почти не отличаются друг от друга

Преподаватели, работающие в государственных школах и гимназиях, нередко заканчивали одни и те же вузы, с одинаковой частотой ходят в театры и музеи и единодушно называют бюрократию и невысокую зарплату главными причинами возможного ухода из школы. При всей однородности педагогического сообщества, выпускники лицеев чаще поступают в университеты и на экзаменах показывают более высокие результаты, чем учащиеся обычных школ.

Учеба в сильном классе может негативно отразиться на самооценке

Необходимость поддерживать высокий средний балл и постоянное сравнение себя с другими приводит к тому, что самооценка учащихся профильных классов ниже, чем у школьников в обычных классах. Идеальный баланс сопоставления своих и чужих успехов, мотивирующий школьников, достигается в тех случаях, когда разрыв в оценках и знаниях не очень большой. Он не должен казаться ребенку непреодолимым.

Школьная программа по литературе скорее «просматривается», чем прочитывается 

Старшеклассники называют Толстого, Достоевского и Гончарова своими любимыми писателями, но большинство из них знакомы с «Войной и миром» и «Обломовым» по фильмам Сергея Бондарчука и Никиты Михалкова. Школьники считают классику интересной, но нельзя предугадать, вернутся ли они к главным русским авторам после окончания школы.

Посещение внеклассных занятий повышает средний балл учеников

Школьники, чей досуг не занят кружками и секциями, учатся хуже своих одноклассников, посещающих внешкольные занятия. Необходимо не просто увеличивать количество бесплатных кружков при школах, но и стараться вовлечь в них учащихся с невысокой успеваемостью. 

Обычные школы могут конкурировать с престижными

У ребенка из неблагополучной семьи есть шанс преуспеть, если он учится в резильентной школе (от англ. resilient — «живучий, несгибаемый»). Это самые обычные школы, вопреки недостаточному финансированию и отсутствию отбора учеников они стабильно показывают высокие образовательные результаты. А значит, создают возможности социального лифта для детей, которые растут в очень разных условиях.

Автор текста: Тульчинская Кира Марковна, 17 января