Литературные произведения, входящие в школьную программу, сегодня осваиваются старшеклассниками за пару часов. Просмотр кинофильма по мотивам известных романов или быстрое знакомство с кратким содержанием произведений в интернете нередко заменяют полноценное чтение. На пороге выпуска из школы юноши и девушки могут называть в качестве любимых те романы, которые они никогда не читали, но видели их экранизации. При этом классика остается ценной в сознании молодежи.
Информация, которую пользователи дают о себе в соцсетях, а также результаты соцопросов, свидетельствуют, что поэтические литературные жанры наименее популярны среди молодежи. Когда необходимо указать любимые произведения или авторов, о поэтах и стихах молодые люди вспоминают в последнюю очередь. Первое место в списке молодежных предпочтений занимают фантастика и фэнтези.
Чтение книг в метро — уже не такая популярная практика, как раньше, особенно среди молодежи. Оборудование метрополитена в Москве и Санкт-Петербурге сетями wi-fi поспособствовало тому, что многие пассажиры во время поездок теперь не читают книги, а «сидят» в интернете. Просмотр новостей, переписка и т.п. стали распространенными «дорожными» занятиями молодых людей.
Несмотря на технологический прогресс, который провоцирует поверхностное знакомство с книгами, привить любовь к литературе невозможно без медленного чтения. Существует несколько способов, которые требуют времени, но могут увлечь подростка глубиной и рефлексией. Это, например, знакомство с литературными перекличками — диалогами писателей друг с другом или своего рода самопознание — поиск собственного в личностях героев.
Один из секретов успеха романов о Гарри Поттере среди подростков — событийность и непредсказуемость сюжета. В волшебном мире всегда случается нечто связанное с действием. Реальный мир, в отличие от поттерианского, ассоциируется у юных читателей с бессилием. Ученые предполагают, что поттероманы могут остро ощущать нехватку собственной активности в жизни и восполнять ее постоянным переживанием волшебных сюжетов романа через соответствующие интернет-формы, игры и т.д.